В эти дни почти рядом по времени оказались два события, печальное и значимое. 8 августа выдающемуся американскому актеру Дастину Хоффману исполнилось 75 лет. А 9-го августа, на 81-м году жизни, скончался выдающийся российский режиссер Петр Фоменко.
Казалось бы, между этими двумя людьми мало общего. Один жил в России, другой живет в Америке. Один был режиссером, другой является актером, но, однако же, между ними есть и много общего, поскольку между по-настоящему творческими людьми всегда есть нечто общее.
Поэтому не будем говорить об одном из них в прошедшем времени, а о другом в настоящем. Они оба принадлежат настоящему и будущему, со всеми своими свершениями, достижениями и преодоленными трудностями.
Во-первых, они оба очень талантливые люди. Почему-то так происходит в жизни, что при всем огромном количестве всевозможных актеров и режиссеров, в разных странах, самых ярких и талантливых всегда очень мало.
И Петр Фоменко, и Дастин Хоффман принадлежат к этому узкому кругу оригинальных, ярких, уникальных творческих людей.
Во-вторых, творческая карьера обоих особенно мощно стала развиваться уже в зрелом возрасте у Дастина Хоффмана, и в очень зрелом возрасте – у Петра Фоменко.
По свидетельству самого Хоффмана, он до тридцати лет жил ниже официального уровня бедности, установленного в США.
А Петр Фоменко всего самого главного в жизни начал достигать только после 50-ти лет. Многие к этому возрасту творчески выдыхаются, перегорают, но Петро Наумович на шестом десятке, наоборот, вошел в полную силу.
В-третьих, оба были настоящими хулиганами в творчестве и в жизни, и, одновременно, перфекционистами, стремившимися каждый раз добиваться во всем самых лучших результатов.
Петра Фоменко в молодости за «недостойное поведение для советского студента» выгнали из школы-студии МХАТ, и он продолжил учиться в педагогическом институте, но потом все равно оказался в ГИТИСе.
И, уже будучи дипломированным режиссером, Фоменко поставил несколько спектаклей, которые были совершенно гениальными, но до зрителей так и не дошли, поскольку были «зарублены» художественным советом.
В одном из этих спектаклей, «Смерть Тарелкина» Петр Наумович изобразил советскую бюрократию в виде духов смерти, а в спектакле «Мистерия-Буфф» по пьесе Маяковского нечистые искали землю обетованную, но не могли прорваться при этом сквозь натуральный железный занавес, при том, что ангелицы из рая были совершенно обнаженными и прикрывались только газетой «Правда»…
Дастин Хоффман же при съемках мог сымпровизировать что-то такое, что ставило в тупик его партнеров-актеров, но, как ни странно, очень нравилось режиссерам.
Например, на съемках фильма «Крамер против Крамера» Хоффман так натурально сымпровизировал гнев брошенного мужа, что его партнерша Мэрил Стрип дико разозлилась и очень достоверно изобразила жену в состоянии гнева.
Кто достиг большего, Хоффман или Фоменко?
Трудно сказать.
Достижения обоих уже вошли в историю.
Дастин Хоффман сыграл множество незабываемых ролей, в каждой из которых достиг поразительного перевоплощения.
Но Петр Наумович Фоменко, зато, создал собственную режиссерскую школу, собственный театр, в котором собрал выдающихся актеров.
Вот теперь эти актеры осиротели.
Теперь им всем вместе предстоит проделать большую работу, чтобы сохранить свой театр и свою творческую команду, собранную их главным режиссером и учителем.
Будем надеяться, что у них это получится.
Фоменко и Хоффман
Добавить комментарий