Но перенесемся в другую часть света – в Азию. О Европе мы еще поговорить успеем.
О самураях и ниндзя, я думаю, слышали все. Самураи были, так сказать, военной элитой, а по совместительству феодалами в Японии. Этакий восточный аналог рыцарей. Однако воинами они были совершенно безбашенными – их воспитание и воинский кодекс (Бушидо) диктовали им полное пренебрежение к жизни и смерти, более того, иногда смерть была лучшим выходом. Тяжелых доспехов они не носили, а оружие их было оружием одного удара – феноменально острое, легкое, неспособное пробить тяжелые доспехи (но их, как я уже говорил, в Японии и не знали). Все воинское мастерство самурая состояло в том, чтобы убить врага одним ударом, раньше, чем враг сделает тоже самое с ним. Нередки были случаи, когда самураи убивали друг друга одновременно. А еще они были буквально помешаны на чести. Вот пример – честью было служить Императору, и честью было служить своему Сёгуну (верхушка феодальной иерархии японской, не считая Императора), но бывали моменты, когда Сёгун шел против Императора, что же делал тогда самурай на императорской службе? Он совершал сепуку (в простонаречии — харакири) и все! Проблемы решены, честь спасена!
С таким подходом к делу удивительно как самураи умудрялись размножаться быстрее, чем умирали. Но это, наверное, какое-то мистическое и необъяснимое явление.
Ниндзи же были наемными убийцами, которые учились самым разнообразным и эффективным способам убийства людей, а также скрытности и бесшумности. Когда нужно было кого-нибудь убрать, обращались именно к ним. Кстати, к жизни и смерти они относились так же, как и самураи. Да, что там говорить, в Японии, по всей видимости, такое отношение разделяли все, вплоть до последнего крестьянина. Жизнь – ничто, честь – все.
Повторяю вопрос – почему они не вымерли? Загадка…
Повоевать в Японии любили не меньше, чем в Европе. Междоусобная грызня была даже активнее. Чуть только стоило одному клану задеть честь другого, как начиналась резня. Случалось даже, что на Императора замахивались.
Но к японским отморозкам мы еще вернемся в будущем, а как же у нас обстояло дело в Китае?
А в Китае, несмотря на большую организованную армию, оснащенную по последнему слову тогдашней науки и техники, воевать не умели. Вообще. В принципе. У китайцев уже тысячу лет как были арбалеты (в Европе их только недавно изобрели) и порох (а до него Европа и вовсе еще не додумалась), который использовали для ручных бомб, этаких прототипов гранат, и в фейерверках. Осадные машины китайцев тоже были лучшими в мире. Но все это не помогло, так как, повторяю, китайцы отличались удивительной неспособностью к войне.
А не помогло это против орд диких кочевников, возглавляемых еще одной знаменитостью – Чингиз-ханом. Он умудрился объединить все монгольские племена и, верный заветам Македонского и Цезаря, пошел захватывать мир. Правда у него была более веская причина, для игр в солдатики – жизнь в степи не сахар, гораздо приятнее жить в куда лучшем климате и роскоши.
Первым на пути Чингиз-хана встала могущественная Поднебесная Империя, одно из величайших государств того времени, блистательный Китай! Встала и проиграла немытым дикарям на конях. Думаю теперь понятно, почему китайцы воевать не умели? Их смели как детей. А заодно у монголов появились китайские осадные машины с китайскими же инженерами в придачу.
Дальше дело пошло веселей. Исламские государства Средней Азии показали себя жуткими трусами. Сначала пытались отсидеться за стенами городов, монголы все равно рано или поздно врывались внутрь, грабили все, что можно награбить, убивали всех кого можно убить и сжигали город. Потом пара городов сдалась без боя и их, по приказу Чингиз-хана, не тронули, только наместника своего поставили. И тут смекнули арабы, что куда безопаснее сдаваться, что и начали делать в массовом порядке. Чингиз-хан там даже не повоевал особенно. Только один пример воинской доблести был продемонстрирован арабами – во время сдачи одного из городов, отряд из 300 человек, объявил своих соотечественников предателями и укрылся внутри городской крепости. Выбить их оттуда удалось только через 2 месяца! Чингиз-хан говорил потом, что если бы все жители города дрались так, как эти смельчаки – он бы никогда не взял город.
О тех местах, где у монголов ничего не вышло известно меньше. Это Япония и Вьетнам. К Японии дважды посылались войска и дважды корабли были потоплены страшным штормом. Японцы, потом назвали эти шторма Божественный Ветер (по-японски — Камикадзе). А со Вьетнамом все было проще – боевая эффективность степной кавалерии в джунглях стремилась к нулю, а вьетнамцы эти джунгли знали, как свои пять пальцев и сдаваться вовсе не собирались.
После того, как Чингиз-хан разобрался со Средней Азией, он отправил часть войска на разведку на север, через Кавказ. И вот тут их впервые по-настоящему потрепали. Как думаете, кто? Чеченцы! Мало того, что степняки не очень хорошо сражались в горах, так еще и тогдашние чеченцы ничем не отличались от сегодняшних. Спасли монголов только две вещи – воевать они все-таки умели хорошо, и их было много.
А за горами увидели монголы степи половецкие, а чуть дальше Русь Матушку. Но об этом в следующей статье.