Во-первых, так звали жену Александра Сергеевича Пушкина. А у нее был родной брат. Во-вторых, у этого самого брата в 1881 году родилась правнучка, которую тоже назвали Натальей. И фамилия у нее тоже была Гончарова, а отчество – Сергеевна. Так вот, эта Наталья Гончарова стала художницей и о ней пойдет рассказ в этой статье.
А напомнил о художнице Наталье Сергеевне Гончаровой не далее как 29 мая нынешнего года, знаменитый и чрезвычайно престижный аукцион Sotheby"s, на котором картина Натальи Гончаровой под простым названием «Колокольчики» была продана по непростой цене 2,9 миллиона фунтов стерлингов. В долларах это чуть больше, чем 4,5 миллиона.
Очень неплохо для русского художника «серебряного века», только надо учитывать, что советской гражданкой Наталья Гончарова никогда не была, и даже ни разу за всю свою жизнь не посещала СССР.
Свое безмятежное дворянское детство она провела до 11-летнего возраста в именьи бабушки в Тульской губернии, где очень дружила с крестьянскими детьми и научилась у них любить физический труд, который всю жизнь был ее потребностью.
В куклы маленькая Наташа не играла, зато очень любила вырезать ножницами из бумаги забавные фигурки и деревья.
Затем ее отец, между прочим, выдающийся математик и архитектор по профессии, перевез свою дочь в Москву, где она очень успешно закончила гимназию, и стала учиться скульптуре в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Скульптуру она выбрала потому, что это ведь тоже ручной труд. Но один из студентов училища, Михаил Ларионов, однажды ей сказал, что на самом деле ее призвание – не скульптура, а живопись.
Очень тонкое и точное замечание, это при том, что Михаилу, как и Наталье, было в ту пору всего лишь 18 лет.
Наталья послушалась его и занялась живописью, в которой и добилась значительных успехов, а Михаил Ларионов стал ее мужем, с которым она прожила всю жизнь.
Между прочим, Михаил Ларионов чуть позже изобрел такой стиль в живописи, который он назвал «лучизм». Это когда изображение на полотне создается путем смешения лучей, отраженных от разных предметов.
Сама Наталья тоже немного занималась этим самым лучизмом, но ближе к 1911 году вновь вернулась к любимой ее технике авангардистского примитива.
В начале 1910-х годов Наталья вместе со своим мужем и друзьями, художниками-авангардистами, организовали несколько выставок, которые назывались «Бубновый валет» (1911 г.), «Ослиный хвост» (1912 г.), «Мишень» (1913 г.), и просто «№4» (1914 г.), поскольку эта последняя выставка по очередности и правда была четвертой.
У творческих людей «серебряного века» фантазия была что надо!..
Затем Наталья оформила несколько книг, как художник-иллюстратор, в том числе и «Сказку о царе Салтане», своего правнучатого дяди А.С.Пушкина.
Работала она и как художник-оформитель театральных и оперных спектаклей.
И потому Наталью Гончарову в 1915 году пригласил во Францию, для оформления своих балетов, знаменитый импрессарио Сергей Дягилев.
Во Франции-то Наталья Гончарова и осталась, где и прожила еще 47 лет, до самой своей смерти в 1962 году.
В Франции Наталья Гончарова добилась устойчивого положения, и на жизнь в основном зарабатывала оформление театральных, балетных и оперных постановок. В то же время она все время писала картины, в своем любимом авангардистско-примитивистском ключе, хотя продать ей удалось меньше половины написанного.
Зато теперь!..
В то же время надо отдать должное потомкам Натальи Гончаровой – в 1988 году они безвозмездно передали большую коллекцию картин художницы для Государственной Третьяковской галерии, где их можно свободно увидеть и сейчас.
Кроме тех, разумеется, которые продаются за огромные деньги на аукционах.
Кто такая Наталья Гончарова
Добавить комментарий