На экраны вышел сериал «МУР» (режиссер Эльер Ишмухамедов). У сериала имеется еще и второе название – «Третий фронт», подразумевающее, что работа милиции во время второй мировой войны может быть приравнена к сражениям на передовой – что, кстати, совершенно верно. Сериал был снят по мотивам романов Хруцкого – известные детективы, многие из которых уже были экранизированы, и эти фильмы пользуются вполне заслуженной любовью. С «МУРом» несколько сложнее.
Фильм условно делится на несколько частей, каждая из которых посвящена одному военному году и одному расследованию. При этом имеется и Главный Плохиш – сотрудник абвера, идейный враг советской власти, резидент немецкой разведки в Москве, бывший российский уголовник Прилуцкий (Александр Домогаров). Вот этого Плохиша ловят от первой и до последней минуты сериала, несмотря на остальные уголовные дела. Он всплывает везде и всюду, его следы видны во всех мерзостях, которые творятся в военной Москве. Его даже можно назвать стержнем, на который наматывается пряжа общего сюжета фильма.
Действие сериала начинается 22 июня 1941 года – как и многих фильмов о войне. Правда, создатели «МУРа» сделали отступление от классического сюжета: если традиционно показывают либо выпускной вечер («а наутро была война»), либо молодого человека с любимой девушкой в кино (взявшись за руки, с сияющими влюбленными глазами – «а наутро была война»), то здесь мы имеем свадьбу молодого капитана милиции Игоря Мурашова (Иван Стебунов) и Инны Фроловой (Елизавета Боярская). Вот в процессе праздничного застолья все и узнают о начале войны – по радио, которое начало в самый лирический момент («Горько! Горько!») передавать речь Молотова. Штамп? Да, несомненно. Но, увы, для многих и многих именно так и начиналась вторая мировая война – после выпускного вечера с девочками в белых платьях, после кинотеатров, наутро после свадьбы или даже в самый свадебный день. Можно сказать, что капитану Мурашову еще очень повезло – большинство из тех, кто женился в этот день, прямо от свадебного стола шли в военкоматы, и больше уже никогда не возвращались домой… Так что этот штамп вполне простителен. Хотя бы потому, что не слишком далеко ушел от жизни.
Ну а дальше – милицейские будни. Но это будни военного времени, особенно в 1941-42 годах, когда Москва была прифронтовым городом (уж не говоря о 1941 году, когда вражеские войска фактически стояли в пригороде). И отделу по борьбе с бандитизмом приходится заниматься отнюдь не только обычными бандитами, но и с последствиями вражеских диверсий. Сформированные под руководством немецких резидентов банды, фальшивые продовольственные карточки, фальшивые деньги, грабежи продовольственных магазинов и складов, паника среди населения, мародерство… И во всей этой мешанине преступлений милиция должна была выявить не просто исполнителей, но найти и обезвредить зачинщиков.
Особенно четко это видно в расследовании первого сюжета фильма. Банда попрыгунчиков-привидений буквально терроризирует население Москвы. Паника растет с каждым днем. Доходит до того, что люди больше боятся этих бандитов, чем немцев, которые буквально на пороге города. И вот сотрудникам отдела по борьбе с бандитизмом удается поймать «привидения». Это оказываются мальчишки от 12 до 15 лет! Казалось бы – сажай и отчитывайся начальству, что задание выполнено. Но ведь это – не настоящие бандиты. Зато – ниточка к банде. Ведь кто-то научил мальчишек одеваться в белые балахоны, кто-то даже не пожалел один балахон в качестве образца, и даже отдал золлингеновский нож… И дело продолжается.
Кстати сказать, лично мне очень понравилось, каким образом был осуществлен отлов настоящей банды «привидений» — эти ловушки-петли и капканы были просто очаровательны. Собралась банда на очередное дело – разбой и грабеж – идут себе бандиты по галерее заброшенного храма, и тут – рррраз! – один повис в петле, пойманный за ногу, второй… третий так и вовсе в капкан попал. И тут же свет, крики «Вы окружены!», милиция с фонарями, собаками и оружием. Дивная засада. Особенно действенная потому, что, вися в петле вниз головой, немногие ухитряются достать оружие, а тем более выстрелить. И – никаких потерь среди «хороших парней».
В общем и целом те части фильма, которые относятся к следствию, смотреть довольно интересно. Более того, даже сложно оторваться от хитросплетений сюжета – хочется смотреть еще и еще, дождаться развязки, уж очень любопытно чем и как все закончится. Но это то, что о следствии… то есть, непосредственно детективная линия сюжета. Увы, ею создатели сериала не ограничились.