Просматривал я вчера в очередной раз фильм «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, и в очередной раз задумался над секретом этого шедевра советского кино, который остается необыкнованно увлекательным более чем через 40 лет после своего выхода на экраны в 1968 году. У этого секрета несколько составляющих
Реалистичный сценарий
Да-да, это именно так! В его основе планы швейцарских контрабандистов, которые намеревались ввозить в СССР ювелирные украшения. По разным причинам это намерение сорвалось, зато заронило идею интересного сюжета в головы сценаристов Морис Слободского, Якова Костюковского и Леонида Гайдая.
Великий режиссер
Во время подготовки сценария и съемки фильма режиссеру Леониду Гайдаю было 45 лет. Самый продуктивный возраст для творческого человека! Не случайно именно в то время, на рубеже 1960-70-х годов, Леонид Гайдай и создал все свои самые лучшие фильмы, начиная от «Пса Барбоса» и до «Ивана Васильевича».
Великие актеры
Это необыкновенно фактурный Юрий Никулин, необыкновенно колоритный Анатолий Папанов и необыкновенно элегантный Андрей Миронов. Причем, если роль Семен Семеныча писалась конкретно под Юрия Никулина, то по поводу Андрея Миронова у Гайдая были сомнения, которые он, к счастью, преодолел. Анатолия Папанова утвердил худсовет, выбрав из нескольких других актеров.
А Леонид Каневский? Светлана Светличная? Нина Гребешкова? Станислав Чекан? И все, все другие!
В общем, актерский ансамбль фильма получился неповторимый. Каждый из этих актеров не только очень хорошо владел самим собой, но и окружающим пространством.
А как эти актеры двигаются! Достаточно посмотреть на танец Андрея Миронова на палубе корабля, когда он поет про «Остров невезения» и на танец Юрия Никулина, когда он изображает пьяное исполнение песни «Про зайцев».
Замечательная музыка
О музыке надо сказать вообще особо. Ее написал композитор Александр Зацепин, который и сейчас пребывает в добром здравии, дай бог ему долгих лет жизни. Две песни, которые звучат в фильме – это два совсем отдельных бриллианта, особенно чистой огранки. Стихи к ним написал еще один замечательный автор, поэт-песенник Леонид Дербенев, который уже сам по себе – целая эпоха.
Неповторимый юмор
В фильме он и очень народный, понятный абсолютно всем, и, опять-таки, очень элегантный. «Руссо туристо, облико моралес!» — афоризм на все времена. Или взять сцену, когда герой Андрея Миронова идет в туалет "системы сортир" во дворе, поворачивает не туда и натыкается на женщину, вышедшую из женской половины туалета. Из кустов в это время раздается дикий хохот Лелика. Смешно до упада! И никакой пошлости.
Вот и получилось, что «Бриллиантовую руку» мы не просто смотрим, а пересматриваем из года в год, и каждый раз – все с тем же удовольствием, как будто впервые.
Настоящие бриллианты не стареют.