Главный парадокс сказки «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена заключается в том, что эту сказку знают практически все, но далеко не все ее читали. В основном, ее знают по фильмам и мультфильмам, которые достаточно часто повторяются по ТВ. Кроме того, в каждом городе есть разные магазины и салоны под названием «Снежная королева». Тоже напоминают о сказке и об Андерсене, хотя неизвестно, как бы он сам отнесся к факту подобной коммерциализации придуманной им истории.
Как бы там ни было, потомки Андерсена в истории о Кае, Герде и Снежной королеве увидели и поняли больше, чем современники великого датского сказочника.
Лучше всех это понимание выразил замечательный советский драматург Евгений Шварц. В его пьесе, по которой в 1964 году был поставлен фильм с юной Еленой Прокловой в роли Герды, впервые появились те герои, которых у Андерсена нет. Появился коварный король и еще более коварный коммерции советник. Кстати, в телевизионном музыкальном фильме «Тайна Снежной королеве», который был снят в 1986 году, коварный король тоже есть, хотя этот фильм к пьесе Евгения Шварца вовсе не имеет отношения.
Но зачем же современным драматургам в сказке о Снежной королеве понадобились отрицательные герои-люди? И почему самой Снежной королевы им оказалось мало?..
Дело, видимо, в том, что в современных условиях без дополнительных отрицательных героев старинная сказка кажется какой-то пресной. А еще с помощью этих героев сказка ярче отображает реальность – только не в искажающем зеркале тролля, а в правдивом произведении искусства.
В оригинальном тексте Андерсена Кая захватила Снежная королева, выражающая пусть и величественное, но однозначное зло, при том, что Герде какого-то серьезного зла не досталось. От ледяных воинов Снежной королевы ее спасают ангелочки, которые рождаются из ее дыхания, и даже разбойники оказываются вполне приличными людьми. Правда, они сломали золотую карету Принца и Принцессы, но тут уж ничего не поделаешь – работа у них такая. Не могут разбойники без золота! Они его честно отнимают у мирных граждан, проезжающих по большой дороге, не подсовывая им взамен какие-нибудь сертификаты, ваучеры или другие «ценные бумаги».
Так что современным авторам пришлось насылать на Герду дополнительное зло. Между прочим, в фильме 1986 года его еще больше, чем в фильме 1964-го, к тому же выглядит оно очень обаятельным. Взять ту же Снежную королеву в исполнении великолепной Алисы Фрейндлих!.. Просто блеск!.. А Снеговик в изображении Александра Ленькова?.. Тот еще пакостник! Но такой миленький, такой чистенький…
Есть, правда, еще американский фильм 2002 года. В нем Снежная королева – просто богатая тетка в мехах и бриллиантах, которая сманила Кая блеском роскоши и богатства.
А что?.. Вполне в духе времени.
Надо теперь снять еще один фильм, образца 2011 года. В нем Снежная королева должна стать банкиршей, которая выдает Каю щедрый кредит, но выплачивать его придется целую вечность, когда станут явными все скрытые условия договора… Вот это будет самый яркий и, одновременно, самый обыденный пример современного коварства.
И никакие слезы ни Герде, ни Каю тут уже не помогут.
Современное зло к слезам не чувствительно – просто потому, что у него нет чувств.
Кай и Герда. Часть вторая
Добавить комментарий