Декорации в кинопроизводстве всегда играли очень важную роль и оттягивали на себя изрядную часть бюджета. Изначально декорации появились в театре, но театральные декорации существенно отличаются от киношных.
Это сразу же поняли те театральные художники и декораторы, которые и начали заниматься новым видом искусства на заре его возникновения.
Во-первых, театральные декорации находятся довольно далеко от зрителей, даже сидящих в первых рядах. Поэтому их можно изготавливать, не обращая большого внимания на мелкие детали – все равно публика их разглядеть не может!
Во-вторых, театральные декорации могут быть довольно условными, поскольку в классическом театре главное – это игра актеров, которые должны уметь обыгрывать любой предмет. Обыкновенная палка может сыграть роль дерева, ведро – роль аквариума, а картонное ружье – роль настоящего ружья. Как в детской игре: «Я тебя убил!» — кричит один актер другому. И тот падает, и зрители в это верят.
Если, конечно, актеры играют талантливо.
В кино декораторам пришлось обращать гораздо больше внимания на достоверность деталей, при том, что и в кино декорации изготавливались все из тех же традиционных материалов, что и в театре – фанера, картон, доски, краска, раскрашенные ткани и т.п.
Кроме того, в кино большую роль играет и натура. Исторические фильмы можно снимать в реальных исторических зданиях, если они сохранились. Горы можно снимать в настоящих горах, море – в настоящем море, небо – в настоящем небе.
Правда, при натурных съемках всегда приходится учитывать погодные условия и условия освещения. Сколько мы читали о том, что сцены купаний в известных фильмах снимались не жарким летом, а довольно прохладной осенью. Тут главное для актеров было – не посинеть слишком сильно!..
К счастью для актеров и режиссеров, существуют павильоны, в которых можно устанавливать самые фантастические декорации и самые удобные условия съемок.
Отдельной проблемой режиссеров всегда были разнообразные постановочные эффекты, или, как их называют теперь, спецэффекты. В эпоху, когда не было компьютеров, режиссерам приходилось изрядно поломать голову, чтобы изобразить, к примеру, великана, или полет дракона или падение героя с огромной скалы.
Но ведь изображали же, с помощью комбинированных съемок! И у многих получалось очень даже достоверно.
Великим мастером в этом плане был советский режиссер-сказочник Александр Лукич Птушко. Еще в 1935 году он снял фильм «Новый Гулливер», с актерами и куклами, который поразил всех профессионалов кино по всему миру блеском постановочных идей и уникальными комбинированными съемками.
А режиссер Георгий Данелия так сумел снять полет «гравицапы» в фильме «Кин-дза-дза», что к нему обращались американцы из Голливуда с просьбой поставить спецэффекты для них.
Нынешние грандиозные возможности компьютерных спецэффектов в чем-то расслабляют режиссеров. Ведь когда у режиссера в руках только подручные материалы и камера, он вынужден выкручиваться, думать и придумывать что-нибудь этакое. И в этом случае спецэффекты становятся оригинальными, живыми, можно сказать.
А когда все-все можно изобразить на компе, то «режиссером» спецэффектов становится компьютер.
Хотя он, сам по себе, ничего выдумывать не умеет.
Декорации и спецэффекты
Добавить комментарий