Даже во времена пещер и мамонтов одежда была не просто хранилищем тепла, спасителем от мелких ран и царапин, но мерилом культурного уровня. Мода на набедренные повязки из шкуры саблезубых тигров – это не только любовь к теплу или мерило охотничьего мастерства, но и тяга к эстетике.
Чем дальше уходила цивилизация в своем развитии, тем сложнее становились одежды. К ним добавлялись различные аксессуары, косметика – для создания единого, гармоничного ансамбля. Усложнялась культура – усложнялась и одежда. Вспомним хотя бы, как во времена Петра I вливание образцов западной культуры в российские реалии привело к такому изменению одежды, что не всякая модница могла одеваться самостоятельно, требовалась помощь нескольких человек.
Как ни странно, к упрощению одежды привело в первую очередь развитие военной техники. Сначала пришлось изменить военную форму – воевать в камзолах с торчащими фалдами, париках с косичками и буклями, в киверах с султанами и т.д. стало невозможно при развитии стрелкового оружия. Представьте на секунду гусара в его шикарном ментике, в обтягивающих лосинах перед автоматчиком. Или даже перед солдатом с винтовкой Мосина (создана в 1887 году) – стрельба из такой винтовки гораздо более прицельная, чем, скажем, из кремневых ружей, бывших в ходу в войне 1812 года. Ну а глобальность первой мировой войны затронула уже не только военную, но и гражданскую одежду. Реалии военных лет требовали упрощения одежды, отказа от вычурных, сложных форм, сдержанности в цветах.
После первой мировой войны мода стала практичной – никаких излишеств, стесняющих движения. И тем не менее, требовалось изящество, изысканность, по-прежнему – гармоничность сочетания отдельных частей туалета, аксессуаров и косметики. Это касалось как женской, так и мужской одежды.
Но даже во времена самых сложных форм одежды далеко не все могли позволить себе «куафу на китовом усе». Изысканность, сложность и гармония всегда были принадлежностью высших классов общества, а также – образованных людей. У интеллигенции во все времена была своя мода – гораздо более практичная, чем мода аристократии, но сохраняющая основные требования – изысканность, изящество и гармония. Фактически мода интеллигенции была отражением культуры. В самом деле, тяжело рассуждать о пьесах Шекспира в армяке или восхищаться Гомером в сарафане.
Любопытно, что при упрощении культуры одежда так же упрощается, причем, в этом случае она не просто становится практичной (иногда даже наоборот), но теряет главное – гармоничность сочетания, изящество.
Характерно, что как только появились издания Толстого «в комиксах» (к примеру, сокращенное издание «Войны и мира» — на 90 страницах!), на улицах появилось множество безвкусно одетых людей. Причем, каждая деталь туалета сама по себе не вызывает нареканий, но вместе они, что называется, не смотрятся. Например, джинсы и туфли на шпильках. Мужчины утратили культуру выбора галстука (если кто-то не знает, то галстук должен соответствовать по цвету носкам, а вовсе не тону рубашки), а уж завязывать его умеют единицы. Женщины могут носить кроссовки с платьем и так далее.
И в то же время нельзя сказать, что это – проблема моды. Мода по-прежнему требует гармонии, изящества и изысканности (да-да, даже если речь идет о тяжелых ботинках на рубчатой подошве – и такая обувь может быть изысканной, если остальной костюм ей соответствует). Вот только все меньше людей, которые могут по-настоящему следовать требованиям моды, а не воспринимать ее примерно так же, как Толстого – в комиксах.
Может быть, стоит отказаться от излишних упрощений? Обратить внимание на культурное наследие, на образование – настоящее, как раньше говорилось – классическое. И не идти по пути наименьшего сопротивления, читая «Войну и мир» на 90 страницах, а представление о Чайковском и «Лебедином озере» получая из мультфильмов о Барби.
Между прочим, сами по себе подобные мультфильмы отнюдь не плохи – для детей. Они способны привить ребенку любовь к музыке, стремление повышать культурный уровень. Плохо, когда на них все и останавливается. А ведь театры оперы и балета по-прежнему готовы принять желающих приобщиться к источнику культуры и вдохновения, книги все еще стоят на библиотечных полках или продаются в магазинах. Так что не стоит сводить все многообразие мира к упрощенной одномерности. И тогда в одежде появится изящество, изысканность и гармоничность, которые требуются модой любого столетия.