Современному информационному пространству присущи несколько парадоксов:
Совершенно необъятная протяженность и поразительно малая глубина. При том, что общий объем сведений о самых разных объектах или субъектах колоссален, любая попытка углубиться в вопрос начинает встречать все более возрастающее сопротивление. Информация становится либо платной, либо секретной или разбавленной/скрытой. Очень четкое разделение по степени закрытости информации ощущается практически в каждом направлении поиска. Чем ни подробнее пытаешься исследовать какое-либо событие или факт, тем сильнее становится нехватка данных, тем больше усилий надо прилагать для как собственно поиска, так и для очистки от шелухи комментариев или кривотолков. Вот уж и правда, чем ближе к истине, тем дороже обходиться каждый шаг.
Стрпанно, но компьютеризация ничуть не уменьшила творящийся в информационных базах и потоках хаос.
Еще один парадокс – при большом количестве событий крайне мало значительных информационных потоков. В мире что-то постоянно происходит, о чем-то узнается и что-либо случается. А, судя по новостям, мир интересуется только Фукусимой, Ливией, немного спортом да турпоездками политиков. Впечатление, что больше миру нет дела ни до чего – так редко упоминается о чем-либо прочем.
Выводы тоже довольно занятны.
Разделение по информационным интересам. Всегда существовавшая разница в человеческих интересах получает еще и информационное разделение. Что-то неинтересно, что то дорогостояще, что-то специфичное – между людьми появляется и информационное неравенство. Оно, в свою очередь порождает непонимание – разные люди становятся чуждыми друг другу до такой степени, что им даже не о чем поговорить. А ведь разговор на отвлеченные общие темы – один из главных способов установления первого контакта.
Нежелание интересоваться. Если на человека постоянно давит однообразный и зачастую негативный информационный фон, то у него развивается специфическая информационная аллергия. А раз так, то человек становиться менее склонен к поиску, получению, переработке и использованию информации. В наш все более и более информационный век это означает утрату или уступку позиций конкурентам, сумевшим в большей степени преодолеть это давление. Связь правит миром. Так звучит рекламный слоган, и на самом деле кроме связи еще и наполнение этой связи информацией. Чем больше смысла, финансового ли, карьерного, или какого другого – вроде саморазвития вкладывается в информацию, тем более показательно приспособление конкретного человека к информационной цивилизации, тем больше вероятность того, что он сможет трансформировать это приобщение к собственной и общественной выгоде. Слегка перефразируя Киплинга, автор призывает наполнить смыслом каждый байт общения. Никто не утверждает, что это легко и просто. Но именно тогда появятся возможности если и не принять весь мир во владенье (по тому же Киплингу) – то занять в нем вполне достойное место.