Как отмечал еще Аристотель, человеку свойственно созерцание. Именно оно ответственно за раннее развитие в человеческом обществе потребности в зрелищах, из которой театр образовался вполне логически закономерно.
В древней Греции театр выполнял кроме зрелищной и медицинскую функции, обрабатывая души зрителей то грубым напильником трагедии, то мягкой шкуркой комедии. Трудно четко очертить временные рамки «золотого века» театра. Но уже с падением греческих демократий и до настоящего времени история театра представляется чередой кризисов и взлетов, падения интереса и его внезапного и бурного возвращения.
С одной стороны, человечество нашло немало других зрелищ. С другой, воспитательная функция театра, не пропав по сути, пропала из списка приоритетов и зрителей и театральных руководителей. С третьей, театр оказался достаточно живучим элементом социума, раз в многовековой и крайне острой конкурентной борьбе уступил некоторые позиции, но вовсе не низвелся до бесконечно малой величины. Тем не менее, такая перспектива вполне реальна.
К современному театру у автора много претензий.
Театр стал чрезмерно балаганным, мелочно и противно скандальным. Я не против скандальности в качестве меча социальной дискуссии. Но меня категорически не устраивает скандальность в виде ведра помоев. Для того чтобы видеть язвы общества совсем не обязательно их выкладывать в гипертрофированном виде перед зрителем. Тем более безыдейно и бессмысленно – нате, ковыряйтесь, переживайте – мож чего и придумаете.
Театр стал чересчур «брендодвигаемым». Либо заслуженный артист кино или наспех сляпанная молодая, бездарная но пропиаренная до печенок звезда красуется на афишах, заманивая зрителей на просмотр – во что она одета и что скажет. Обычно – что-то вполне невнятное. А театр тем и отличается от балагана, что кроме показательной стороны у него есть сторона духовного воздействия. Утратив эту живую взаимосвязь театр рухнет под напором ТВ, где и спецэффекты красочнее и само зрелище несоизмеримо дешевле и где гримасничают те же самые «звезды»
Результат: дорого и бестолково. Остается одна надежда на молодых провинциалов, которые не разучились еще играть на сцена страстно а не красоваться в некоей фотосессии. А зрителям привыкать к нелегкой роли модераторов, «голосующих ногами» против бездарных спектаклей, требующих ответственности от администрации театров, пропустивших непотребство и т.д. и т.п. Увы, если человек видит зло и может его исправить он должен это сделать. Или выступить против словом. Или, хотя бы ужаснуться всем сердцем. Это древнее арабское правило вполне уместно и в «театральном» приложении.
Наконец, кому не по душе или не по карману современный театр, может утешиться другой мудростью, согласно которой вся наша жизнь театр, а мы играем в нем роли. Чем больше таких ролей, тем разнообразнее, интереснее и нешаблоннее жизнь.
И если судьба почему-то не позволяет примерить на себя несколько ролей, то почему бы не попробовать сменить если не роль – то декорации )) Один мой знакомый ухитрился в обычной профессии водителя покататься на большинстве тяжелых моделей грузовиков, нескольких видах локомотивов и совершенно не поддающихся учету марках автомобилей. При этом он не сын олигарха и не угонщик. Просто все как всегда – зависит от цели и силы желания. Никто не мешает наблюдать смену погодных и природных декораций. И самое главное – сыграть самые важные роли: строителя дома, садовника деревьев и воспитателя детей.