История полна загадок. Многие из них появились благодаря своеобразным легендам и преданиям. Таким образом, перед современными учеными стоит большая проблема — отделить быль от сказок. По некоторым вопросам однозначного решения нет до сих пор. Одним из самых ярких примеров таких загадок — висячие сады Семирамиды.
Легенда гласит, что сады были возведены по приказу вавилонского царя Навуходоносера II. Его молодая жена Амитис (одна из транскрипций имени) тосковала по родным зеленым холмам Мидии, а Вавилон представлялся ей голой пустыней. Желая порадовать жену и унять ее тоску, царь замыслил построить многоуровневые сады, напоминающие мидийские пейзажи. Для этой постройки была предусмотрена высокотехнологичная (по тем временам) система орошения растений водой из Евфрата.
Вот, собственно, и все — разногласий не вызывает только содержание легенды. но существовали ли сады в реальности или нет — предмет ожесточенных дискуссий. К сожалению, описания Второго чуда света далеко не всегда освещают спорность вопроса. Однозначно утверждать что-либо, конечно, нельзя. Но существует несколько фактов в пользу того, что садов могло и не быть.
В первую очередь — это название сооружения: висячие сады Семирамиды. Дело в том, что ассирийская царица Шаммурамат не могла иметь ровным счетом никакого отношения к садам, построенным Навуходоносером: она жила и правила намного раньше. Как же так получилось, что ее имя закрепилось в названии садов? Ответ чрезвычайно прост — это произошло с легкой руки древних греков. Диодор, описавший сады, был изрядным сказочником. Это известно абсолютно всем, и полностью полагаться на его рассказы — наивно и антинаучно. Царица, известная своими великими делами, могла бы стать героем еще одной прекрасной легенды. Однако, такое несовпадение не может не обратить на себя внимание. Более позднее описание садов греком Страбоном вызывает еще меньше доверия. За основу им был взят рассказ Диодора. Страбон дополнил его фантазиями об огромных фонтанах. Кстати, предполагаемые размеры постройки у разных рассказчиков отличаются.
В летописях древнего города также нет никаких упоминаний о чудесном саде. Зато абсолютно точно известно, что в Месопотамии для строительства часто использовался необожженный кирпич. Этот материал недолговечен: срок службы сооружений из кирпича-сырца равен примерно 25-30 годам. Дожить до времен Диодора, а уж тем более Страбона, они никак не могли. После разрушения постройки на ее месте часто возводилась новая и иногда точно такая же, но сады — не то сооружение, которое будут постоянно заново отстраивать.
Другое дело — зиккурат. Это, как известно, постройка культовая. Более того, конструкция и внешний вид зиккуратов вполне могли преобразиться в сознании греков в многоуровневые висячие сады. Святилища представляли собой ступенчатые пирамиды (непривычные для греков), первые две ступени которых действительно озеленялись. Этим объясняется и наличие органических растительных остатков на предполагаемом месте разбивки садов.
Однако поддержание такого сада в цветущем состоянии требует серьезных капиталовложений. Возможно, это является еще одной причиной приписывания садов Семирамиде. Дело в том, что восхищение древними греками умной и прозорливой царицей породило легенду о несметных богатствах Шаммурамат (легенду, потому что несметных богатств не бывает). Но на самом деле действительный царь Навуходоносер II был весьма активным завоевателем. Многие и многие военные походы требовали огромных средств, а сад, естественно, не мог быть приоритетным направлением расходования денег.
Но как бы там ни было, легенда действительно очень красива. Нет ничего удивительного в том, что ученые постоянно ищут подтверждение существования висячих садов. Впрочем, сказка иногда становится былью. Вдохновленное рассказами греков, человечество начало строить висячие сады, пусть и меньшие по размаху, чем сад царицы Амитис.