Процесс создания любого фильма, особенно современного, весьма длителен. Работа не ограничивается съемкой актеров на фоне необходимых декораций и следующим за этим монтажом, но начинается намного раньше. Если не затрагивать почти что метафизический процесс возникновения замысла, то началом можно считать появление концепции и написание сценария. Однако как ни крути, а сценарий – это литературное драматическое произведение, и описанное в нем действие можно представить совершенно по-разному. Над созданием фильма обычно работает немало человек, и все они должны «увидеть» именно то, что представляет себе режиссер. Но метод активной жестикуляции, во-первых, малопродуктивен, а, во-вторых, не рассчитан на большую аудиторию. Таким образом, перед постановщиками встала задача нахождения доступных средств для выражения своего видения всей остальной съемочной команде.
Визуализация будущей картины — большая часть подготовительного этапа создания фильма. История кинематографа началась в конце XIX века. Первые фильмы уже в современном понимании этого слова принадлежали братьям Люмьерам (Франция). (Впрочем, они не были первыми вообще. Попытки создать динамичное изображение — кино — были и раньше. Только это уже совсем другая история…) И уже примерно через три десятилетия появился первый общедоступный и понятный метод визуализации будущего фильма — раскадровка. Этот метод «вырос» из комиксов. Его суть заключается в создании последовательных рисунков, своего рода чертежа фильма.
Техника рисунка не обязательно должна быть идеальной. Изображения могут быть и вовсе схематичными. Для режиссера важно обозначить самое основное: положение объектов в кадре, расположение реквизита, направление движения персонажей и движения камеры. Профессиональные рисунки создаются художниками на основании первоначальных эскизов и исключительно при необходимости.
Метод закрепился в 30-х годах прошлого века. Он появился в студии «Disney», руководство которой приняло решение об обязательной подготовке покадрового плана для каждого проекта. Начиная с 1933 года, раскадровка стала постоянной частью работы режиссеров. В течение нескольких лет такая форма предварительной визуализации распространилась повсеместно. Благодаря своей простоте и доступности она оказалась на редкость живуча.
Появление других приемов обусловлено техническим прогрессом. Следующий шаг в создании полноценной досъемочной визуализации сделал все тот же «Disney». В то время этот метод назывался «ролики Leica» по названию камеры, на которую их снимали. Позднее это явление получило название «аниматики». Условно — это снятая на камеру раскадровка, возможно более подробная, чем первоначальная (в которой обычно обозначены только основные вехи будущего фильма). Так получается видео из последовательных статичных картинок. На него накладывается звук.
Это нужно, чтобы увидеть картину в движении, определить длину всего планируемого фильма и отдельных его сцен. Метод первоначально возымел немалую популярность у разнообразных креативных агентств, которые с помощью таких роликов рекламировали свои услуги по созданию рекламы. Однако чуть позже распространился и в среде кинематографистов. Как несколько модернизированный вариант аниматиков, появились и видеоматики. Отличие в том, что в видеоматиках присутствуют какие-либо готовые смонтированные элементы сцен из других картин (не как плагиат, а как ориентир для работы с различными спецэффектами и графикой). Другой возможный вариант — съемка движущихся управляемых кукол вместо анимации статичных картинок (этот способ планирования был применен для одной из сцен в картине «Возращения Джедая»).
После того, как в кино начали активно проникать компьютерные технологии, аниматики трансформировались. Со временем традиционную анимацию вытеснила компьютерная, и художники, не рисуя традиционную раскадровку, перешли сразу на создание трехмерных моделей. Преимущество такого подхода в планировании киносцен по сравнению с рисунками и двухмерными роликами в том, что появляется лучшее представление о пространственном аспекте съемки.
Эти новшества в методах визуализации спровоцировали появление разнообразных программных средств, предназначенных именно для работы кинематографистов. Такие программы позволяют не только моделировать объекты, но и выстраивать мизансцены, монтировать угол съемки, освещение, продолжительность сцен, движение камеры и даже оптику, которую планируется использовать. Таким образом, получается хоть и черновой, но полноценный план. Особенно это удобно в сложных эпизодах, где предполагается совмещение с компьютерной графикой.
Вообще компьютерная графика плотно вошла в кинематограф, и современная тенденция «нанизывания» ее все в больших количествах совершенно очевидна. На сегодняшний день даже существуют фильмы, где процент компьютерной графики в разы выше, чем процент реальной съемки. Поэтому методы визуализации шагнули еще дальше, и появилась техника виртуального производства. Она подразумевает использование технологии симулятора камеры. По большому счету это означает, что теперь режиссер может видеть одновременно в реальном времени актеров, взаимодействующих со сгенерированными машиной объектами. Качество графического изображения можно сравнить с графикой игр 90-х годов, но это обстоятельство вторично. Первостепенную важность, конечно, имеет скорость получения кадра: не нужно ждать, пока художники скомпонуют и смонтируют изображения. Этот прием визуализации успешно сочетается с технологией motion capture (захват движения), активно используемой в современном кинематографе.
С появлением новых методов визуализации предыдущие, тем не менее, не теряют своей востребованности. Любой фильм по своим характеристикам уникален. Они все имеют разный состав сцен, поэтому в каждом отдельном случае использование тех или иных методов обусловлено потребностями картины. При планировании одного и того же фильма «старинная» эскизная раскадровка может соседствовать с 3D-аниматиками или виртуальной камерой.