Солнце русской поэзии. И прозы!

Солнце русской поэзии. И прозы!
Почему-то вдруг мне захотелось написать о Пушкине, Александре Сергеевиче, который, как учат нас в школе, является не только солнцем русской поэзии, но также и основоположником современного русского языка.
Предшественники Пушкина — Ломоносов, Державин, Тредиаковский, и многие, многие другие, говорили и писали еще на другом русском языке, для нас понятном, но все-таки звучащем как-то странновато для современного уха.
А вот язык Пушкина – это тот самый язык, на котором говорим все мы, даже с учетом того, что он был сильно испорчен войнами, революциями, перестройкой, интернетом и ненормативной лексикой.
Кстати, насчет ненормативной лексики Александр Сергеевич тоже был великий мастак.
Но он был Солнце. Ему было можно. Ему было можно все! А он позволял себе только то, что разрешало ему сердце.
Ну а для меня лично в последнее время все ближе и дороже становится даже не пушкинская поэзия, а пушкинская проза. Она удивительно простая, ясная и выразительная! И еще – очень оптимистичная. Если, для сравнения, уже после двух-трех абзацев Ф.М.Достоевского хочется либо отравиться какой-нибудь гадостью, либо, подобно Раскольникову, взять в руки топор, чтобы… Ну, понимаете, да?.. То после чтения любого, абсолютно любого прозаического произведения Александра Сергеевича хочется жить, петь, и тоже сочинять стихи, поэмы, а также повести и романы.
Но, увы, как у Пушкина все равно не получится. Причем ни у кого! Ни-ко-гда!.. Поэтому лучше даже и не пытаться.
Лучше просто читать то, что писал Александр Сергеевич.
Вот, например, «Капитанская дочка».
Откроем на любой странице, почитаем:
«Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста.»
Вот такой маленький отрывок, а каждое слово в нем наполнено и чувством, и смыслом, и юмором, так, что при чтении как бы сама собой в воображении возникает картина происходящего.
Не случайно Пушкина так любили кинорежиссеры. Какую его повесть ни возьми – все экранизированы. Та же «Капитанская дочка», и «Станционный смотритель», и «Дубровский», и «Барышня-крестьянка». Желающие пусть продолжат список.
О «Барышне-крестьянке» хочется сказать особо. Вещица очень милая, простая, выдержанная в водевильном духе, и, в общем-то, сказочная. Но при чтении никакого ощущения натянутости и неправдоподобия не возникает. Барышне захотелось поиграть в крестьянку, и очарованный любовью молодой человек из соседнего поместья поверил этой игре, а затем из игры выросло глубокое взаимное чувство…
Вот это, пожалуй, самое главное и в прозе, и в поэзии Пушкина – умение как будто бы легко и просто писать о самых глубоких вещах.
Потому-то он и является Солнцем.
И будет светить нам всем еще много, много лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *