До второй мировой войны товары японского производства практически не котировались. Что не удивительно – вся промышленная мощь государства была направлена исключительно на военные нужды (Япония всегда любила воевать, философия нации основана на военном кодексе чести). На мирное производство уже не оставалось ресурсов.
Но после второй мировой войны, после разоружения Японии и запрета иметь регулярную армию, промышленность, прежде работавшая на войну, была вынуждена перестроиться на бытовые нужды. Вместо танков – тракторы, вместо автоматов – кофемолки. А так как военное производство во все времена и во всех странах всегда было самым передовым, то применение этих технологий в мирных целях дало весьма существенные результаты.
И вот – Япония уже один из мировых лидеров в производстве автомобилей и бытовой техники. Японские товары с удовольствием покупают во всех уголках земного шара, а некоторые марки даже считаются не просто престижными, но – статусными, символом благополучия. Японский принцип организации труда становится для многих эталоном.
Так бы оно и продолжалось. Высокие технологии, работающие в бытовой сфере. Роботы, производящиеся для сферы услуг, автомобили для любой социальной прослойки, телевизоры, компьютеры, кофеварки и так далее.
Но сейчас Япония оказалась перед лицом форс-мажора. Взрыв на «Фукусиме-1» — это не только техногенная катастрофа мирового масштаба. Это еще и нехватка электроэнергии для промышленных производств Японии, а также – существенное снижение спроса на товары японского производства.
Япония – страна маленькая. Площадь – всего лишь 374744 км², причем 3091 км² — водное пространство. И такая глобальная катастрофа, как взрыв АЭС, затрагивает практически всю территорию. Можно сказать, что нет ни одного серьезного промышленного предприятия, которое в той или иной степени не было затронуто если не самим взрывом, то его последствиями.
Ни для кого не секрет, что взрыв на атомной электростанции это в первую очередь разнообразные радиоактивные вещества, заражающие окружающую среду. Каждый житель постсоветского пространства знает, что из Чернобыльской зоны людей эвакуировали по принципу «в чем стояли» — до сих пор в зоне отчуждения дома полны различных вещей, брошенных владельцами. Все просто – слишком тяжело и дорого обходится очистка от радиоактивного загрязнения. Теперь такому загрязнению подвергается практически вся территория Японии (где-то больше, где-то меньше). И что же будет с новыми товарами? И они не могут избежать подобного загрязнения, или должны производиться в специально очищенных помещениях, герметично упаковываться, а затем вывозиться за пределы зараженной зоны. Причем, упаковку потом все равно придется очищать.
Вы представляете, что такое очистка автомобиля от радиоактивного загрязнения? Если кузов еще как-то может быть очищен, то как быть с салоном? Автомобиль ведь не герметичен, и даже при закрытых дверях-окнах в салон все равно попадает воздух извне, а с ним – и радиоактивные частицы. Отделка салона – дерево, пластмасса, кожа, ткани и т.д. Все это вещества гигроскопичные. То есть, они способны «набирать» не только воду, но и радиоактивные вещества, содержащиеся в воздухе. Набирать и задерживать. Это же относится не только к автомобилям.
В результате настоящее японской промышленности представляется в довольно мрачном свете – производство затруднено из-за нехватки электроэнергии, «Фукусима-1» обслуживала обширный комплекс предприятий. Но будущее окутано еще большим мраком – кто захочет купить «светящийся» телевизор? Автомобиль, радостно реагирующий на счетчик Гейгера? Кто захочет рискнуть своим здоровьем и жизнью, чтобы покататься на новом Nissan Tiida, представленном на Шанхайском автосалоне? Повесить на стену спальни новый плазменный японский телевизор? С учетом, что любой товар, производящийся сейчас в Японии, потенциально заражен радиацией в различной степени.
Судя по всему, японским производителям придется либо переносить производственные мощности в другие регионы земного шара – процедура весьма дорогостоящая, либо полностью отойти на задний план, уступив европейским и американским производителям (а вероятнее всего – китайским), причем – на весьма длительный срок (учитывая период полураспада веществ, выбрасываемых горячим реактором «Фукусимы-1»). Для японской промышленности настали черные дни.