К маю 1945 года Красная Армия во всех родах своих войск насчитывала около 11-ти с половиной миллионов человек. Вне всяких сомнений, на тот момент это была самая боеспособная армия в мире, способная на самые великие свершения. И потому она не только своим противникам, но и союзникам внушала великий страх.
Однако у СССР тогда были задачи поважнее, нежели захват мирового господства. Европейская часть страны фактически лежала в руинах, и на восстановление разрушенных предприятий, городов и сел требовалось много сил и труда.
Поэтому, установив свой режим только в странах Восточной Европы, руководство СССР отдало приказ о демобилизации.
В короткий срок вооруженные силы сократились в 4 раза. К 1948 году во всей Красной Армии осталось уже только 2, 8 миллиона человек.
Но среди демобилизованных военнослужащих было очень много не только вполне трудоспособных людей, но и инвалидов.
В целом их было около 2-х с половиной миллионов человек.
Среди них были не только люди, потерявшие на войне руку, ногу, слух или частично зрение, но и те, которые потеряли обе ноги. Или обе руки. Полностью зрение. Полностью слух.
Самых страшные инвалиды были те, кто потерял и руки, и ноги, и часто также зрение и слух.
В народе их называли «самоварами».
Они остались живы и могли жить еще долго, но только с условием постоянной посторонней помощи.
Конечно, тяжелые инвалиды не могли трудиться. А пенсию они получали довольно жалкую. Послевоенное время ведь было вообще очень трудное.
Так что инвалиды-фронтовики наполнили улицы советских городов, превратившись в обыкновенных нищих, живущих на подаяние. Из песни слова не выкинешь, и надо честно сказать, что многие из нищих-фронтовиков тратили свою милостыню на выпивку.
Трудно осуждать их за это. Только так они могли как-то отвлечься от мыслей о полной бесполезности и бессмысленности своего существования в послевоенное время.
Особенно много нищих в первые послевоенные годы было на улицах Москвы. Безногие делали себе тележки, на которых и катились под ногами у прохожих, отталкиваясь от земли специальными дощечками.
В Москву инвалиды стремились попасть потому, что там все-таки было как-то посытнее, чем в других городах страны.
И вдруг москвичи заметили, что подавляющее большинство инвалидов куда-то делось.
Много позже это создало почву для различных злоупотреблений современных демагогов – мол, Сталин распорядился инвалидов собрать и отправить в специальные лагеря, где их просто уморили до смерти.
На самом же деле для инвалидов в отдаленных частях страны было создано множество интернатов, в которых большинство из них и доживало свой век.
Один из таких интернатов находился на острове Валаам в Онежском озере.
На 300 содержащихся в нем тяжелых инвалидов было около 700 человек обслуживающего персонала. Уже одно это говорит о том, что забота о жизни инвалидов была реальной.
Другое дело, что тяжелому инвалиду жить было очень тяжело даже не физически, а психологически. Есть данные, что многие тяжелые инвалиды даже не возвращались домой, чтобы не быть своим родным обузой.
Война была страшна не только сама по себе.
Она оставила после себя очень страшные следы, которые зарастали еще долгие, долгие годы…
Инвалиды Великой Отечественной
Добавить комментарий