Архив за день: 30.08.2012

От жирафа до монарха

От жирафа до монарха
Всяких интересных событий и фактов за всю историю развития человечества и нечеловечества – в смысле, животного и природного мира – на нашей маленькой планете накопилось очень много. И они продолжают накапливаться…

Когда рождается жирафенок, сразу же после появления на свет ему приходится падать с высоты около полутора метров. Уж так происходит процесс рождения у жирафов. Но никто из детенышей ничего себе при этом не ломает, и, уже через час после рождения жирафенок встает на ножки, и почти сразу же начинает ходить, а затем и бегать.

Рост самого низкорослого монарха, Чарлза Первого, был чуть более 140 сантиметров, то есть даже на несколько сантиметров меньше высоты, с которой падает жирафенок после рождения. Но при этом Чарлз Первый был очень решительным и жестким монархом. Правда, его политика вызвала народные волнения и даже гражданскую войну, в результате которой этот король был и еще более укорочен – на размер его отрубленной при казни головы.

Великий французский мыслитель Вольтер умер в 1778 году. И затем кто-то украл его тело из могилы. Кому оно понадобилось – до сих пор неизвестно, потому что пропажа философского тела была обнаружена только в 1864 году. Очень может быть, что к тому времени тот, кто украл тело, уже сам умер. И унес эту тайну в свою собственную могилу.

Девятая симфония Людвига Ван Бетховена, написанная в 1824 году, стала одним из произведений такого рода, в котором звучание человеческих голосов было использовано на равных со звучанием оркестра. К тому же в этом произведении Бетховен использовал текст поэмы Фридриха Шиллера, который исполняется хором уже в самом конце симфонии. Ну а еще – и это самое поразительное – Бетховен писал 9-ю симфонию, будучи уже совершенно глухим. То есть сам он ее исполнение мог только видеть, но никогда не слышал.

Понятие «отрицательное число» очень часто используется в математике, и при многих расчетах без этого понятия просто не обойтись. Но придумал его вовсе не ученый-математик, а итальянский купец Пизано, в 1202 году. Этим понятием Пизано обозначил свои убытки в том очень непростом для себя году.

Великий завоеватель Александр Македонский, завоевавший практически все известное в его времена цивилизованное людьми пространство, умер в возрасте всего лишь 33 лет, то ли от малярии, то ли от так называемой «западно-нильской лихорадки». Почти сразу же после его смерти созданная им грандиозная империя из самых разных стран и народов развалилась.

Но при этом Александр Македонский был не только великим полководцем, но и опытным управленцем, понимавшим толк и в рекламе, и в PR. Именно Александр Македонский одним из первых додумался чеканить свой собственный профиль на монетах. Самый простой и одновременно самый ценный способ познакомить всех подданных с их правителем! Впрочем, каким бы стал Александр Македонский правителем, так и неизвестно – именно по причине его внезапной смерти.

Не зря ведь Воланд из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова говорил свою знаменитую фразу: «Дело не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен».

Чапаев — новая версия гибели

Чапаев - новая версия гибели Порой биографы-исследователи получают новую информацию, которая способна изменить представление людей о том или ином факте в жизни известных людей прошлых времен. Именно такие сведения появились в истории гибели легендарного полководца гражданской войны Василия Ивановича Чапаева.

Родился Василий Иванович Чапаев в обычной крестьянской русской семье третьего февраля 1887 года по новому стилю. Его отец, Иван Степанович, был плотником. С самого раннего возраста практически все сыновья в этой семье становились помощниками отца, строили коровники, церкви, в общем все, что ему заказывали.

После того, как Васе исполнилось восемь лет, отец решил отдать его на обучение священнику, своему двоюродному брату, который и определил будущего революционного героя в школу. Между тем, долго там мальчик не задержался, так как вернулся домой помогать отцу. Есть свидетельства, что как то раз Василий крепил купол на церкви, однако не удержался и с большой высоты рухнул вниз. Правда, он тут же поднялся, причем у него не оказалось ни синяков, ни перемолов, ни даже царапин. За это его прозвали Ермаком непотопляемым.

Когда пришло время, Василий Иванович отправился служить в царскую армию, впрочем, служба его продолжалась короткое время. Призвали его в 1908 году, но уже на весну следующего года был демобилизован по состоянию здоровья. В действительности же его убрали из войск из-за брата Андрея, занимавшегося агитацией против самодержавия.

Личная жизнь у Василия не сложилась. Он женился по любви сразу после армии на шестнадцатилетней Палагее Метлиной, причем этот брак не был ровным, поскольку она происходила из зажиточной семьи. Впрочем, она была прекрасной помощницей, родила мужу сына Александра, затем дочь Клавдию, а вскоре еще одного сына, названного Аркадием. И тут Василия Ивановича снова призвали в армию, поскольку началась Первая мировая война. Служил он успешно, получил звание старшего унтер-офицера и стал георгиевским кавалером, то есть был награжден четырьмя георгиевскими крестами. Жалованье он регулярно отсылал семье.

Однажды Чапаев получил от отца письмо, в котором говорилось, что его супруга ушла к любовнику. С целью окончательно выяснить с Пелагеей отношения, Василий направился домой. Приехав, он помирился с женой, однако нормальной супружеской жизни не получилось, как и раньше, Пелагея ему изменяла. И тогда Чапаев снова ушел на фронт.

В одном из жестоких боев смертельно ранили друга Василия Ивановича – Петра Федоровича Камешкерцева. Перед смертью он взял с Василия обещание, что тот не бросит двух его дочерей и супругу, которую также звали Пелагеей. Чапаев долгое время не сообщал о гибели Петра и материально поддерживал его семью из своих средств. Со временем Пелагея Камешкерцева стала гражданской женой Чапаева и к ней он перевез детей от своей первой супругой. Но и вторая жена стала изменять ему. И тогда он снова отправился воевать, на этот раз, на стороне большевиков против белых.

Пелагея Камешкерцева не смирилась с потерей кормильца и решила снова наладить с Чапаевым отношения. Она отправилась в штаб к Василию Ивановичу мириться, взяв с собой младшего сына. Однако сына Чапаев разрешил пропустить, а с Пелагеей не стал даже встречаться. Затаив злобу и возжелав мести, женщина на обратном пути посетила штаб белой армии и сообщила, что у бойцов Чапаева учебные винтовки, а у штаба отсутствует прикрытие.

В результате атаки белые смогли ранить Чапаева пять раз, однако все ранения не представляли опасности для его жизни. Соратники пытались оказать ему медицинскую помощь, однако не представлялось удобного случая, так как все происходило в течение боя.

Между тем Василий Иванович все же смог переплыть Урал и скончался от потери крови на руках у венгров-интернационалистов своей бригады. Его похоронили на берегу реки, но со временем она изменила русло и смыла его могилу.

Его дочь еще какое-то время жила вместе с мачехой, и однажды, возвратясь из школы, услышала как Пелагея ссорится со своим сожителем. Камешкерцева кричала, что из-за него она и предала Василия Ивановича. Таким образом Клавдия и узнала правду о причине гибели своего отца. Она даже писала об этом письма Крупской, но неожиданно мачеха заболела и отправилась на тот свет.
Клавдия умерла на рубеже нового тысячелетия, в 1999 году, а правнучка легендарного героя гражданской войны, Евгения Артуровна, полностью уверена что причиной его гибели стало предательство Пелагеи Камешкерцевой.

Алексей Ремизов. Часть вторая

Алексей Ремизов. Часть вторая
Как только Алексей Ремизов начал писать, он сразу же начал и рисовать, прежде всего на полях своих черновиков, в дневнике, в записных книжках – как своих собственных, так и своих друзей. Ну и, разумеется, в альбомах милых дам, почти как в пушкинскую эпоху. Правда, Пушкин своими рисунками-почеркушками только баловался. А вот Алексей Михайлович Ремизов художником был очень талантливым и своеобразным.
И уже тогда он начал придумывать свои игры и мистификации.
Одной из этих игр, которая началась в 1900-е годы в Петербурге, и продолжалась всю его жизнь, было создание так называемого «Обезвелволпала» — «Обезьяньей Великой и Вольной Палаты».
Говоря современным языком, это было общественное, неформальное объединение для избранных, в которое Алексей Ремизов всех участников приглашал только лично, причем из числа самых талантливых и ярких творческих людей того времени.
Каждому приглашенному Ремизов придумывал свое звание и рисовал персональную грамоту, в единственном экземпляре.
Звание, к примеру, могло быть такое: «Обезьяний князь с хвостом и лапой, первой степени». Грамота торжественно вручалась новому участнику общества во время очередного творческого салона, в присутствии многих людей, и всегда вызывала живой интерес.
Поскольку сам Алексей Ремизов был человеком, весьма почитаемым в творческих кругах, и людей он в свой «Обезвелволпал» приглашал тоже очень ярких, очень скоро это общество стало очень популярным, и участие в нем сделалось очень желанным для многих людей.
Но отнюдь не многие в него попали.
Когда случилась Октябрьская революция, Алексею Михайловичу Ремизову было уже 30 лет.
Возраст человеческой и творческой зрелости.
К революции он отнесся довольно настороженно, а к большевикам – и вовсе отрицательно, однако страну покидать не спешил, надеясь, что в результате революции в стране и в самом деле начнутся изменения к лучшему.
Вместо этого начался большой революционный террор и массовое уничтожение тех, кто мешал большевикам строить «светлое будущее» в их понимании.
После революции Алексей Ремизов провел в Петербурге-Петрограде несколько трудных, голодных лет, пока в 1921 году его здоровье ухудшилось настолько, что он решил выехать на лечение в Германию. Он искренне думал, что это временно, и вскоре он вернется на родину.
Но в 1923 Алексей Ремизов из Германии переехал в Париж, где и остался до конца жизни.
В принципе, здесь он оказался примерно в том же кругу, в котором был и в Петербурге, поскольку именно в Париже сосредоточилось большое количество русских эмигрантов, каждый из которых устраивался в новой жизни, как мог.
Были те, кто обладал значительными ценностями и смог продолжить обычный образ жизни. Были и такие люди, даже из дворян, кто был вынужден устраиваться на работу даже таксистами, чтобы получить средства к существованию.
Алексею Ремизову повезло – он продолжил писать по-русски, и издавать свои произведения на русском языке.
А когда, уже в начале 1930-х годов, Великая Депрессия докатилась и до Европы, друзья Ремизова создали специальное небольшое издательство, чтобы он мог продолжать публиковать свои книги.
Конечно, с их стороны это была тоже своего рода игра. Точно так же, как сам Ремизов увлекал друзей в свои замечательные игры, теперь и они ответили ему этой благодарной игрой – только чтобы он мог продолжать творить.
В то же время Ремизов очень сильно тосковал по родине. В самом конце жизни он принял советское гражданство, и все думал над тем, чтобы вернуться теперь уже в Советскую Россию. Но на восьмом десятке лет очень трудно решиться на такие глобальные изменения в своей жизни.
Алексей Михайлович Ремизов скончался 26 ноября 1957 года, в Париже, и похоронен на знаменитом кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где упокоилось множество выходцев из России.
Мир его памяти.