Архив за день: 05.12.2011

Фантастический «Метрополис» Фрица Ланга

Фантастический «Метрополис» Фрица Ланга
До самого конца 1920-х годов кинематограф называли «великим немым». И он действительно был великим, потому что кинорежиссеры той эпохи с помощью довольно ограниченного арсенала технических средств добивались исключительных результатов.
Достаточно вспомнить хотя бы Чарли Чаплина, фильмы которого остаются популярными и более чем смотрибельными до сих пор.
Ну и что, что они немые и черно-белые?.. Зато как они поставлены! Какие у них сюжеты! И великолепная игра актеров.
В первой трети ХХ века на фоне в основном развлекательного американского кинематографа совершенно самостоятельные творческие направления разрабатывал европейский кинематограф, и в первую очередь немецкий – до прихода к власти Гитлера.
Одним из самых ярких кинорежиссеров той Германии был Фриц Ланг, который фактически был мрачным провидцем, поскольку в своих фильмах он предсказал многие из тех кошмаров, которые пришлось пережить человечеству в последующие десятителия ХХ века. И века XXI – тоже.
В 1927 году Фриц Ланг снял один из самых мощных фильмов за всю историю кино – «Метрополис», в котором фактически была переосмыслена основная идея Герберта Уэллса из его романа «Машина времени», о разделении человечества на «верхнее» и «нижнее».
В «Машине времени» это были живущие на поверхности Земли изнеженные элои, поглупевшие, потерявшие дар речи потомки прежних «властителей планеты», и подземные жители морлоки, заботящиеся об элоях, но одновременно и питающиеся ими.
В «Метрополисе» изображен фантастический город, где на «дне» живут нещадно эксплуатируемые рабочие, а «наверху» наслаждаются всеми благами жизни правящие классы. На этом фоне разворачивается драматическая и фантастическая история любви главных героев, которая кончается их победой над всеми обстоятельствами и врагами.
Фильм гениальный, и до сих пор производит неизгладимое впечатление. Работа режиссера, великолепная игра актеров, драматургия, пластика, ритм, хореография – все здесь на таком уровне, что во время просмотра даже не верится, что все это могли изобразить люди в конце 20-х годов прошлого века.
На фоне «Метрополиса» современные киноподелки, несмотря на всю их красочность и «трехмерность», выглядят просто убожеством. Тот же «Аватар» — это ведь откровенная халтура, которую после настоящего кино смотреть просто невозможно.
Кроме «Метрополиса» Фриц Ланг снял еще много фильмов, как правило, довольно мрачных. Среди них и его первый звуковой фильм 1931 года, под названием «М» — о том, как город ищет маньяка-убийцу детей…
В общем, во многих своих фильмах режиссер Фриц Ланг стал фактически провидцем. Но его современники, как водится, его не услышали. Уже в самом начале 1930-х годов Германия тяжело заболела «коричневой чумой», да еще и попыталась заразить ею весь остальной мир.
Есть легенда, что министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс предлагал Фрицу Лангу возглавить все кинопроизводство Германии, но Ланг отказался, и эмигрировал в США, где много и плодотвоно работал до самой своей смерти в 1976 году.
А «Метрополис» был урезан, перемонтирован, и одно время считалось, что существенная его часть вообще утеряна, пока в 2008 году в музее кино в Буэнос-Айресе (Аргентина) не была найдена оригинальная версия фильма.
И теперь жители XXI века могут увидеть этот фильм целиком, так, как его задумывал автор.
Там есть, что посмотреть, и над чем подумать…

Ода русской бане

Ода русской бане
Баня – привычная принадлежность деревни. Распространенное мнение: баня нужна исключительно для гигиенических процедур, то есть, попросту говоря, для мытья, и именно с этим связана ее распространенность в сельской местности – как наиболее доступное средство, при отсутствии культурных ванны и душа. Но почему же тогда так тянутся к бане горожане? Почему стопроцентный горожанин, строя загородный дом или дачу, начинает строительство с бани? Многие выстраивают бани раньше, чем дом, и активно ею пользуются, специально наезжая из города на банные процедуры. Им что, ванны не хватает?

И знаете, действительно не хватает! Самое ценное в бане – отнюдь не мытье как таковое, то есть, банальное удаление грязи. Баня – это целый комплекс оздоровительных мероприятий.

Бревенчатые стены настоящей русской бани – кладезь полезных для здоровья фитонцидов, которые выделяет древесина. Веник – это массаж, плюс те же фитонциды, плюс ароматерапия. Причем, ароматизация и фитонциды подбираются в зависимости от используемого веника, недаром их существует десятки разновидностей. В парной из организма удаляются вредные вещества и шлаки, «массаж» веником способствует обновлению кожи, стимулирует мышцы. Последующее обливание холодной водой или прыганье в озеру, реку, снег, так характерное для русской бани, — это классический вариант контрастных ванн, тренирующих сердечно-сосудистую систему, избавляющих от вегето-сосудистой дистонии и других заболеваний. Мытье в русской бане – это стимуляция обменных процессов в организме, восстановление и усиление иммунной системы.

Недаром наши предки так уважали баню, хотя могли, по примеру Европы, мыться и в деревянных кадушках или корытах. В банях не только мылись. В банях лечились – не только самостоятельно, но лекари пользовали больных в банях с древних времен, а впоследствии, когда в городах были открыты общественные бани, при них были и лекари, и цирюльники, и даже бабки-костоправки, которые и вывихи вправляли, и переломы лечили, и грыжи заговаривали. В банях рожали – место считалось свободным от нечистой силы, и во время родов отец ребенка охранял банную дверь от нечисти, что могла бы помешать счастливому разрешению от бремени. В банях обмывали покойников. Фактически, жизнь русского человека начиналась и заканчивалась в бане.

И сейчас вновь возвращаются русские банные традиции, повсюду вырастают классические бревенчатые срубы бань. Современные и удобные, и все такие же целительные, как во все времена.

Единственный нюанс – прежде, чем воспользоваться благотворными свойствами русской бани, нужно проконсультироваться с врачом, как и в случае любых целебных процедур, особенно тех, что связаны с сердечно-сосудистой системой.

О балансе между дисциплиной и творчеством при исполнении приказов.

О балансе между дисциплиной и творчеством при исполнении приказов.
В вопросах управления, баланс между инициативой подчиненных и беспрекословным, безукоризненным и предельно точным выполнением приказа часто является определяющим для успеха или неудачи.
Крайности подходов к творчеству и исполнительности наиболее отчетливо видны в армейской среде. Древнеримская а в дальнейшем немецкая военные машины представляют собой одну крайность. Бойцы объединены дисциплиной и боевой спаянностью в единый механизм. Именно они стали использовать коллективное оружие, точнее сами превратились в такое оружие, даже когда не было еще ни такого термина, ни собственно оружия коллективного управления. Однако, превращение человека в винтик огромного механизма оказалось непросто и сам механизм – крайне нерасторопным, негибким и нежизнеспособным в долгосрочной перспективе. Немцы, прославив «Ordnung», в многочисленных войнах нового времени не продемонстрировали каких-либо исключительных побед. Более того, в мировых войнах они потерпели поражение. Нельсон не смог бы одержать ни одной своей победы, если бы вел себя в духе дисциплины и каждый бы его шаг был под контролем.

В противовес первому подходу, спартанцы и Суворов придавали личности бойца чрезвычайно важное значение. Именно умение не отрицая дисциплины, «знать свой маневр» придало коллективным усилиям необычайную эффективность. Однако этот способ требует крайне высокой квалификации управления и очень, очень дорог.

Что жнее до современности, то у автора крепнет уверенность, что в наши дни креативности и творчества становится объективно все меньше.
Креатив, понимаемый автором как созидательность, подменяется оригинальничаньем.
Удельный вес собственно первоначальной идеи в любом конечном продукте часто минимален, если вообще не стремиться к нулю. Креативность становится все более пустодекларируемой, т.е. рекламно-выпяченной без собственно идей и свершений.
Вспоминается «старорежимный» анекдот, когда свадебного генерала уломали произнести тост. Седоусый и полный генерал с трудом отрывает афедрон от стула и густым, пропитым басом говорит: «Господа!… минутная пауза…Гхм! …. Опять пауза… Да! Господа!…» Очередная пауза прерывается громким шепотом старой девы, сидящей напротив: «Как говорит! Боже! Как он говорит!»

Дисциплина, в том числе и в явный ущерб делу, стала важнейшим приоритетом. Очень показательна в этом смысле отставка министра финансов (Кудрина). Ладно, Богс ним с министром – у нас свои трудности. Персональный способ и совет автора по балансу между исполнительностью и творчеством таков: работа разделяется на участки. И, самый привлекательный – поле для креативности и работоспособности. Самый непривлекательный – для тупого исполнительства. Если работа вся однообразна – то надо найти подработку. И, плавно «перетекать» в успешный сегмент. Успех объективно достигается при достижении интересного участка максимальной доходности. Не зря тогда балансировали …