Архив за день: 17.12.2010

Как сыграть сахарную булочку

Как сыграть сахарную булочку

В те стародавние времена, когда телевидение было еще только частично цветным, а в основном черно-белым, сериалов фактически не было, персональных компьютеров не было, интернета не было, в театральных училищах студентов и в самом деле учили играть и перевоплощаться не только в разных личностей и существ, но и в предметы.
Преподаватели училищ, которые и сами в массе своей были великолепными актерами, могли дать, например, такое задание студентам: сыграть мягкое роскошное кресло. Или, наоборот, стул со сломанной ножкой и несчастной судьбой. Или кошелек с деньгами. Или без денег…
И ничего не поделаешь!
Выходил студент и перед лицом всех своих товарищей играл и кресло, и стул с несчастной судьбой, и кошелек за два дня до зарплаты. Или, допустим, свечку, которой осталось жизни всего минут на пять.
Вот что может чувствовать свечка, когда ей осталось всего пять минут жизни? О чем она сожалеет или не сожалеет?.. Гордится ли она тем, что отдала практически всю свою жизнь делу света, или, наоборот, испытывает чувство досады, что ей не удалось хоть немного пожить для себя?
Да, вот такие глубокие чувства и оттенки чувств мог изобразить талантливый студент, играя даже самую незамысловатую вещь.
Именно в ту незапамятную пору совсем еще молодой Леонид Ярмольник в одной из ТВ программ «Вокруг смеха» великолепно сыграл грифа – это птица такая. И еще одну птичку он сыграл, точнее, уже не птичку, а блюдо.
Это был знаменитый цыпленок табака.
Этот этюд сейчас запросто может увидеть каждый желающий, сделав соответствующий запрос в интернете.
Примерно в те же времена одну студентку, теперь знаменитую актрису, во время занятий попросили сыграть карманную воровку.
Студентка очень обиделась и устроила преподавателям настоящую истерику: «Да как вы смеете!.. – кричала и рыдала она. – Предлагать сыграть воровку мне, советской студентке, комсомолке и спортсменке!..»
Насилу преподаватели ее успокоили.
А когда успокоили, студентка эта вышла из учебной аудитории, чтобы привести себя в порядок.
И, вернувшись, подошла к преподавателям, положила перед ними часы, кошелек, записную книжку, ручку, со словами: «Вот ваши вещи!..»
То есть воровку она таки сыграла!
И с каким блеском!..
А другой студентке, тоже нынешней великой актрисе, как-то предложили сыграть сахарную булочку, страстно желающую, чтоб ее съели.
Но студентке такой образ играть было скучно, и она сыграла булочку, которая вовсе даже не хотела, чтоб ее кто-то ел.
В общем, это была булочка, не нашедшая себя в жизни, то есть личность с очень непростой судьбой, находящаяся буквально перед лицом смерти…
Тот, кто видел этот этюд, вспоминают теперь, что это была роль высочайшего накала. Зрители – такие же студенты – и рыдали, и смеялись.
В общем, прогресс в искусстве шутит с нами злые шутки.
Он нам технику и технологию подсовывает.
А хочется-то зрителям совсем другого – игры.
Настоящей актерской игры…

Размышления над томиком «Опытов» Монтеня. Главы 8,9

Глава 8. О праздности

Размышления над томиком «Опытов» Монтеня. Главы 8,9
Со времени Монтеня человечество приобрело понимание, что в природе не существует сорных и бесполезных трав. Впрочем, это понимание ничуть не уменьшило процесс превращения «окружающей природы» в «окружающую среду» по выражению Евтушенко*:
«Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц, и земли без воды
Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды»
Впрочем, некорректное сравнение праздного ума с зарастающей сорняками землей не отменяет сути мысли Монтеня. Праздность вообще и праздность ума действует разлагающе. Более, того, как выразился другой классик, сон разума порождает чудовищ. Самое противное то, что, в отличие от видимого и поддающегося измерению физического труда, со стороны практически невозможно определить, работает ли разум или пребывает в праздности. Меня всегда бесили попытки определить производительность инженерного труда, с использованием заумных математических построений, за которыми я не видел ничего, кроме желания заморочить мозги. Вопросы совести, в том числе что инженер напрягает все свои умственные силы или бездельничает при выполнении задачи – не поддаются измерению процентами! Хуже того, невозможно определить момент, когда и вправду мозгу нужно дать отдых а не напрягать умственные силы только ради изображения активной деятельности. Дополняя пословицу, кони дохнут не только от работы, но и от безделья. Везде царствуют балансы – и некачественно отдыхающий, вероятно, будет и работать хуже. Кстати и само понятие «хорошо отдыхать» – тоже крайне субъективно.
Выход видится только в одном. Нужно предоставлять больше возможностей, как для работы, так и для отдыха – в смысле как количества, так и разнообразия. Тогда, по крайней мере, с разума можно спрашивать за упущенные возможности. Как выразился один из самых удачных инвесторов нашего времени: «Я могу сделать годовую работу за 9 месяцев, но не смогу сделать ее за 12». И, заставить ее выполнять может либо собственное дело, когда человек работает на собственный бизнес либо свойственное людям стремление заниматься чем-либо. Заставьте человека лежать несколько суток кряду – он взвоет на вторую неделю. Одно из самых страшных воспоминаний автора, когда он две недели валялся в инфекционном изоляторе, подхватив ветрянку в 19 лет. На вторую неделю ум взвыл от праздности. Впрочем, и найти ту цель, при которой ум напрягается на пользу обществу и не упускает собственной выгоды – крайне нетривиальная задача. Не потому ли так буйно расцвело мошенничество, что так мало думающих и так много желающих обмануть и обмануться?

Глава 9. О лжецах

В отличие от Монтеня, моя память не то чтобы совсем отсутствует. Но она страннейшим образом избирательна. Так, например я никак не могу запоминать даже простейшие номера телефонов или даты рождения знакомых. Зато, нахватавшись из научно – технических журналов, более всего из «науки и Жизни», в голове умещается огромное количество фактов, абсолютно мне ненужных. Еще хуже то, что эти факты часто искажаются моей безудержной фантазией и способностью «домысливать», что не раз ставило меня в довольно сомнительное положение. Как с точки зрения соответствия объективным фактам, так и с точки зрения перенасыщения рассказа ненужными и, иногда, утомительными подробностями. Тем не менее, я утешаю себя тем, что не отношусь к людям, к словам которых прислушиваются значительные массы людей и крайне мала вероятность, что они пострадают от моей неосторожности. При общении же тет-а-тет, моя многословность, наоборот способна принести пользу, потому что я рассматриваю предмет с разных углов и точек зрения, что иногда дает ему освещение, очень близкое к объективному. И тут я категорически не согласен с Монтенем и пифагорейцами, считающим что «благо определенно и ограниченно, тогда как зло неопределенно и неограниченно» Увы, сами понятия благо и зло присущи только человеческой культуре, соответственно крайне субьективны. Тысячи лиц имеет не только ложь, но и истина. У каждого она своя и, в лучшем случае есть некое среднеарифметическое. С другой стороны, абстрактное абсолютное зло, как писал в одном из своих романов Перумов (Хранитель Мечей) «почему-то всегда предельно конкретно. Убить ребенка, например…» И к цели, сам же Монтень пишет в первой же главе «Опытов», ведет вовсе не один путь. И сознательно лгать врагу, особенно когда он подавляюще сильнее тебя и грозит не только тебе лично, но и твоей Отчизне, хоть и бесчестно, но это бесчестье наименее нагрузит мою совесть. Ближе всего мне в смысле морального долга близка позиция, изложенная в романе Балашова «Бремя власти». В нем поступки властителя, жестокие, коварные и предательские, рассматриваются в двух подходах. При первом, все принесено в жертву успеху и целесообразности. Второй – как необходимый грех, неизбежный и не останущийся безнаказанным, но «во имя земли», т.е. интересов общества и потому – что не нашлось иного пути.

Фасоль? Это вкусно!

Вот люблю я эту разновидность бобовых!

Если послушать разные умные головы, так фасоль — просто кладезь… Кладезь разных полезностей.

А посмотришь… Маленький овальный бобик. Чуть крупнее ногтя. И вот в этой крохе столько разных витаминов… Куча… Куча-мала просто! И А, и B, и C, и E… Плюсом к ним ещё и K с PP заодно. Причем, большая их часть в фасоли не поодиночке, а самой настоящей толпой. Группами витаминов.

Если учесть, что в этом бобовом общежитии — еще и разные микроэлементы типа меди, цинка, фосфора, калия, железа… И как только все вместе они втискиваются в эту маленькую фасольку?! А втиснувшись, не просто так стоят, пассивными пассажирами. Пыхтят, стараются, разные полезности нам всем приносят.

Цинк и медь, например, усиливают секрецию желудочного сока. Что, между прочим, немаловажно и при заболеваниях печени, и при гастритах. Калий, так положительно влияет на нашу сердечную систему, поддерживая её работоспособность. А все вместе, объединив свои витаминные и микроэлементные усилия, — не дают образовываться зубному камню и даже… Растворяют камни в почках!

И это ещё не всё! Употребление фасоли снижает уровень сахара в крови. Так что для больных сахарных диабетом это бобовое — не просто полезный пищевой продукт, а настоящая палочка выручалочка.

Одним словом, — «ешьте граждане фасоль, будете здоровы!»

Но… Польза – это, конечно, хорошо. Говорят, полезные привычки продлевают жизнь. В отличие от вредных, которые делают её приятной. А вот у фасоли – никаких отличий. У неё всё – и полезность, и приятность – в одном флаконе!

Я так, если честно, больше люблю фасоль не за то, что она полезная. А именно за её вкус. Вкусная она, вкусная! Даже спорить по этому поводу не собираюсь. Потому что уверен, тот, кто надумает утверждать обратное… Да он просто не умеет её готовить!

А приготовить блюдо из фасоли, между прочим, не так уж и трудно. Вот, например, рецептик. Я его в своё время в Венгрии надыбал, когда там в стройотряде был.

Но, по порядку.

В оригинальном варианте это блюдо называется «боб фьюзелек». «Боб» в переводе на русский – «фасоль». А термином «фьюзелек» венгры объединяют довольно большую группу рецептов, в которых в качестве заправки-загустителя используется так называемый ранташ — мука, обжаренная на животном жире и разведенная холодной водой или молоком.

Фасоль? Это вкусно!

Для приготовления боб фьюзелека нам понадобятся:
— полкило фасоли,
— луковица (лучше большая!) и 4-5 зубчиков чеснока,
— по две столовых ложки свиного жира, сметаны и, вполовину меньше, — муки,
— два неполных стакана холодной воды.

Ну, и приправы, само собой. Пару листиков лаврушки, полчайной ложки тмина, полную – паприки (молотого душистого красного перца) и две — горчицы. Соль и остальные пряности – по вкусу.

Фасоль? Это вкусно!

Фасоль, чеснок, тмин, лавровый лист, горчицу, почищенный и мелко порезанный лук заливаем водой и варим до готовности бобовых. Что во многом будет зависеть от того, какой их вариант мы возьмем за основу. Замороженная фасоль, т. к. таким способом консервируются, как правило, более мягкие её сорта, готовится быстрее и легче. Да и замачивать её не надо. Но, несмотря на эти, казалось бы, явные преимущества, лично я предпочитаю всё-таки сухую. Привычка, наверное, сказывается.

С сухой конечно возни больше. Но – ненамного. Для того, чтобы её замочить, часа 2-3 вполне достаточно. Утром встал и первым делом – фасолью занялся. Промыл, залил холодной водой и оставил сторонке. Пока зубы почистил, завтрак приготовил, посуду помыл… И время вышло. Можно ставить фасоль на плиту. В той же воде, в которой она и замачивалась. И – не солить. Ни в коем случае! Иначе фасоль, как говорят кулинары – «задубеет». Вот и все секреты сухой фасоли.

Как замороженные ли, сухие ли бобы будут готовы, воды в кастрюльке должно оставаться с небольшим запасом – где-то на сантиметр выше их уровня. Про ранташ-загуститель помним? Как раз его время пришло.

Фасоль? Это вкусно!

Для начала в какой глубокой миске смешиваем с водой сметану и паприку. Потом разогреваем хорошенько жир…

Да, использование жира животного происхождения, чаще всего свиного, – одна из характерных особенностей венгерской кухни. Наверное, дают о себе знать кочевые корни этого народа. У нас, особенно на севере, многие хозяйки к смальцу относятся с предубеждением. Поэтому, если кого-то смущает свиной жир, – никаких проблем! Спокойно замените его на более привычное нам растительное масло.

Фасоль? Это вкусно!

Хорошенько разогреваем жир (или масло!) и поджариваем на нем муку. Как только она приобретет светло-коричневый оттенок, отставляем сковородку с огня, минутку – другую даем содержимому чуть подстыть и, помешивая, разводим его ранее приготовленной водяной сметано-паприковой смесью.

Получившуюся в результате густенькую жидкость добавляем в кастрюльку к фасоли, хорошенько перемешиваем… Ещё минут 10 кипятим на слабом огне, присаливаем, пробуем… Как, готово? Вроде бы, да. Можно и по тарелкам раскладывать.

Фасоль? Это вкусно!

Тут у венгров тоже свои особые правила. Все фьюзелеки, и наш – не исключение, подаются на стол в глубоких тарелках. И кушать их надо ложками. А вот с чем – тут ограничений практически нет. Можно с мясом, можно с сардельками, можно с сосисками.

Фьюзелек – отличное дополнение к любому виду мяса и мясопродуктов, которым можно разнообразить гарнирную составляющую нашего стола. А то всё картошка, картошка… К которой в кои-то века, изредка присоседятся рис или макароны. Вот, и боб фьюзелек составит им достойную компанию.

Правда, гарнир… Это одно. А вот если бы к нему ещё и то, что он дополнять должен!

Согласен. Мясо – тоже важно. И о том, как его приготовить, мы как-нибудь обязательно поговорим. Но — в другой раз. Как, возражений нет?
__________________________
В качестве иллюстраций в статье использованы фотографии Светланы Стасюк (г. Шопрон, Венгрия)