Вот опять в эти новогодние каникулы все центральные каналы один за другим показывают фильмы и мультфильмы из «золотого» советского «фонда».
Этот «фонд» кажется бесконечным и неисчерпаемым, а между тем в нем всего лишь несколько десятков фильмов, и где-то сотни полторы песен. Ну, две сотни от силы, если посчитать все знаменитые советские песни для детей и взрослых вместе!..
И еще есть одна интересная особенность у этого «фонда» — фильмы и песни, которые в него входят, созданы преимущественно в течение примерно 15-20 лет. Всего лишь!
Если говорить о фильмах для детей, начинать отсчет следует с «Бременских музыкантов». Первая часть этого мультфильма вышла на экраны в 1968 году. А закончить отсчет следует, пожалуй, фильмом «Гостья из будущего», который был снят в 1984 году.
В этом исторически очень коротком промежутке находятся «Ирония судьбы», «Афоня», «Осенний марафон», «Буратино» с «Красной шапочкой», «Приключения Электроника», «Служебный роман», «Покровские ворота», «Вам и не снилось», «Сказка странствий», «Обыкновенное чудо», «Асса», а также «Не бойся, я с тобой!». Был такой музыкальный приключенческий фильм-комедия, в котором Полад Бюль-Бюль Оглы сыграл роль влюбленного жениха, а Лев Дуров — мастера карате.
Желающие могут дополнить этот список другими известными произведениями советского кино. Очень маловероятно, что самые известные сейчас произведения выйдут за пределы обозначенного временного промежутка.
Дальше, в 1985 году, начинается новая история России. И после 1985 года для детей был создан, в 1986-м году, уже только один яркий телевизионный фильм – «Тайна Снежной королевы», в котором в главной роли блеснула великолепная Алиса Фрейндлих.
Для взрослых Георгий Данелия успел снять, также в 1986 году, свою просто умопомрачительную комедию «Кин-дза-дза!», а Эльдар Рязанов, уже в 1987 году – потрясающий, глубокий фильм «Забытая мелодия для флейты» с Леонидом Филатовым и Татьяной Догилевой в главных ролях. Чего стоят только слова из песенки, исполнявшейся на титрах этого фильма Сергеем и Татьяной Никитиными: «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем…»
Слова эти, кстати, сочинил сам Эльдар Рязанов.
После этого – все, привет. Начинается эпоха сериалов, всевозможных «конкурсов двойников» и юмора «ниже пояса», а часто и «ниже плинтуса».
Но почему именно в этом промежутке были созданы все упомянутые и не упомянутые здесь, за недостатком места, великолепные произведения советского киноискусства?
Ну, может быть, потому, что к концу 1960-х годов успело вырасти новое молодое поколение, уже не знавшее на личном опыте всех ужасов, и всего духовного и морального гнета предыдущей эпохи.
Выросло, значит, к этому времени новое молодое поколение, а более старшее от того же гнета успело немного отдохнуть. Да и «железный занавес» уже изрядно проржавел, и с обеих сторон, «оттуда» и «отсюда», обдували его совсем новые веяния…
Перемен требовали наши сердца!
Удивительное, потрясающее, парадоксальное было то время! Мы только сейчас начинаем понимать, каким оно было и что нам всем дало.
И еще даст, к счастью!..
Ведь те самые детские фильмы и песни, которые в 1970-1980-х годах были главными детскими фильмами и песнями для нынешнего зрелого поколения, являются таковыми и для поколения современной молодежи — несмотря на все тупые сериалы и «конкурсы двойников».
И это, знаете ли, внушает надежду, что все у нас еще будет!..
На пике волшебной волны
Добавить комментарий