Говорят, что сказка – ложь, да в ней намек. В некоторых сказках и не намек даже вовсе, а целый плакат, настоящее пособие, учебник. Странно, что лишь немногие к таким учебникам прислушиваются. Мол, сказка – она и есть сказка. То есть, неправда, рассказанная для развлечения. Однако, всем, кто желает выйти замуж или найти партнера в этой жизни, настоятельно рекомендуется старый фильм советских времен – «Самая обаятельная и привлекательная» (1985 г., режиссер Геральд Бежанов). Честное слово, этот фильм гораздо полезнее, чем многие собеседования с психологом или дорогостоящие тренинги. Кстати сказать, фильм можно рекомендовать также в качестве тренинга личностного роста и тем, кто страдает комплексом неполноценности из серии «А кому я такой нужен».
Сюжет фильма прост: Надя Клюева («девушка за тридцать», Ирина Муравьева) мечтает выйти замуж, но увы, предложений нет, мужчины не обращают на нее внимания, и ее школьная подруга Сусанна (социолог, вполне счастлива в браке, Татьяна Васильева) предлагает помощь. Далее следуют различные психологические «диверсии», направленные против мужского пола. И в результате Надя-таки находит свое счастье.
Что самое любопытное – фильм «Самая обаятельная и привлекательная» снят в жанре комедии, и это – несомненно комедия, ситуации, в которые попадают персонажи фильма, абсолютно комедийные (но при этом – вполне жизненные!). Работа социолога по теме «выйти замуж» тоже представляется одним из комедийных аспектов, и окончательный вывод, к которому приходит главная героиня – увы, все эти психологизмы являются полной ерундой, мужа так найти невозможно! Что интересно: вывод совершенно ошибочный, и более того – он противоречит самому сюжету фильма!
В соответствии с сюжетом, у Нади имеется лишь один друг мужского пола – техник Гена (Владимир Носик), с которым она каждый обеденный перерыв играет в пинг-понг. Однако, Гена явно не понимает, что Надя – не просто друг и отличный партнер по игре, но еще и женщина. При этом он явно влюблен в Надю, но сам этого не осознает. И лишь после того, как с Надей поработала Сусанна, обучив ее «приемам атаки» на мужской пол, Гена соображает, что вот оно – счастье всей его жизни, его единственная и неповторимая любовь. Надя же, обнаружив, что муж Сусанны (Александр Ширвиндт) отнюдь не является образцом верного супруга, приходит к выводу, что «научное соблазнение» и поиск мужа с помощью социологических теорий – дело бесполезное. Но, между прочим, Сусанна говорит лишь о том, как выйти замуж, а не как создать гармоничную семью. Кроме того, у нее вполне счастливый и стабильный брак, а ее муж – музыкант – рассуждает лишь о «небольшом приключении», которое необходимо ему, как «человеку творческому», и при этом он любит жену и совершенно доволен своим браком. Так что выводы Нади поспешны, и это подтверждается последними кадрами фильма: Надя с Геной играют в пинг-понг, а Надины сослуживцы тоскливо наблюдают за игрой. Весьма показательный финал, в котором создатели фильма противоречат собственному же утверждению о бесполезности психологии в таком тонком деле, как поиск партнера для создания семьи.