Спайк Джонз – это американский режиссер, актер и продюсер, который родился в 1969-м году, и стал всемирно знаменит как режиссер очень необычных фильмов, на уровне артхауса, и, однако, вполне успешных в прокате.
Тут надо пояснить, что такое артхаус. В этом термине – два слова. «Арт» — означает «искусство». «Хаус» — означает «дом».
Дом искусства, в общем.
Как правило, в жанре артхауса создаются произведения, которые довольно далеки от реальности, и бывают интересны только очень ограниченному кругу эстетов, либо людей, притворяющихся эстетами. Да и создают их, судя по всему, люди, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать всему миру прежде всего оригинальность собственного «я».
И они ведь еще где-то деньги находят на свои изыски!..
Так вот, Спайк Джонз к таким людям не относится.
Во-первых, он человек исключительно талантливый, и ему нет необходимости демонстрировать самого себя. Его талант и так говорит сам за себя.
Во-вторых, Спайк Джонз – реалист и умеет вполне успешно действовать в рамках полностью коммерческих проектов. В 2006 году он получил награду Американской академии киноискусства за достижения в сфере рекламы, а уж реклама и коммерция – это близнецы-братья.
В-третьих, Спайк Джонз – человек очень гармоничный. Реальность и вымысел в его произведениях и, очевидно, в его собственной голове очень уравновешены, и потому в каждом своем фильме Джонз увлекает зрителей в миры, которые очень похожи на реальность, и в то же время могут существовать только в человеческом воображении.
Взять, скажем, фильм «Быть Джоном Малковичем», 1999-го года. Некий служащий в своей конторе обнаруживает махонькую дверцу, за которой скрывается ход прямо в сознание реального американского актера Джона Малковича.
Безумный сюжет, не правда ли?
Однако фильм с такой завязкой оказался интересным как самой широкой публике, так и самым изощренным кинокритикам, и более чем окупился в прокате.
Также очень успешной была и «Адаптация» 2001 года, с Николасом Кейджем в главной роли. В этом фильме также очень причудливо перемешались фантазия и реальность, вместе с вымышленными и реальными людьми и событиями.
Очень необычным оказался и последний по времени фильм Спайка Джонза «Там, где живут чудовища», 2009-го года, о котором я написал совсем недавно. Мир младшего подростка представлен в этом фильме в виде очень осязаемых образов этих самых чудовищ, которые, собственно, живут внутри каждого из нас.
Судя по всему, Спайк Джонз сумел так интересно – и с любовью! — рассказать об этих чудовищах потому, что он сам очень хорошо умеет с ними справляться.
Точнее, он просто живет с ними в мире и дружбе, и показывает, что этого можно добиться и всему остальному просвещенному и непросвещенному человечеству.
Кто такой Спайк Джонз
Добавить комментарий