Всем русским людям известно, что такое коммунальная квартира.
Однако, мы привыкли их воспринимать в виде типичных советских коммуналок, организованных путем заселения массы людей, прежде живших в деревнях, в подвалах и на чердаках городских домов. Вместе с тем, историю отечественных коммунальных квартир, судя по всему, стоит начинать с гораздо более ранних времен. Как показали новгородские археологические раскопки, почти первые сто лет своего существования, с середины Х по середину ХI столетия, древний Новгород состоял из огромных городских усадеб, на которых, помимо главных боярских хором, располагались многочисленные домишки ремесленников. В последствии стали понемногу появляться более маленькие дворы, включавшие себя лишь одну жилую постройку. Но при этом, очень многие первоначальные большие усадьбы сохранялись веками, существуя вплоть до падения Новгородской самостоятельности в 1478 г. Как предположил ведущий специалист по средневековой истории Новгорода Валентин Лаврентьевич Янин, это — своеобразные, идущие от первобытности строя боярские патронимии, жители которых прежде происходили от одной семьи, но в последствии разветвились на несколько семей и приобрели разный социальный статус, от представителей боярской знати до городских мелких ремесленников. В Новгороде такие патронимии сохраняли свое значения вплоть до присоединения Новгородских земель к Московскому княжеству, однако, уже со времен основания города в Х веке они давно имели не родовой, а феодальный характер и управлялись боярами, забывшими свое стародавнее родство со своими худородными соседями по усадьбе.
Однако, высказывалась и иная точка зрения, что поначалу это были родовые подворья на одну большую семью. Однако, это едва ли верно, потому что на многих новгородских больших дворах одновременно обнаруживали домишки ремесленников и цилиндры, которыми новгородские бояре скрепляли свои мешки для сбора даней с обширных новгородских земель. Так что, похоже изначально на обширных городских новгородских усадьбах жили люди разного социального статуса. Бояре — в центральных крупных жилых хоромах, а ремесленники различных специальностей— в боковых домишках, где были и их кожевные, литейные, гончарные и плотницкие мастерские. Получается, новгородцы жили как в коммуналке — несколько семей на одном городском дворе. Хотя это, наверное были не совсем патронимии, поскольку простой новгородский люд не попадал в феодальную зависимость от своих знатных соседей, до конца новгородской самостоятельности сохраняя за собой право участия в новгородском вече, грамоты которого писались как от бояр, так и от новгородской черни. А согласно летописям, нередко на вече возникали конфликты и городская чернь высказывала в них свою собственную позицию. Другое дело, что власть в городе издревле фактически находилась в руках боярской аристократии, уже в первые десятилетия новгородской истории его свободное население разделялось на знатных мужей, которые считались местными заправилами и порой поголовно отвечали перед князем за все общегородские акции и худородных плотников, которыми враги дразнили всех новгороддцев. Поэтому и на больших городских усадьбах бояре, несомненно, являлись лидерами и не просто так занимали лучшие дома, оставляя всех ютиться в маленьких хижинах. Немного напоминает средневековые шотландские кланы, где все население от князей — танов до простых пастухов были друг другу седьмой водой на киселе, но давно уже об этом забыли, сохраняя разве что, совместное проживание на клановой территории. Любопытно, что эти кланы исчезли тоже в конце ХV столетия, когда Шотландия была завоевана Англией, как Новгород москвичами.
Такие усадьбы, как в Новгороде, археологи находят и в иных городах, но не в качестве единственного вида первоначальной жилой застройки. Сказались особенности низменного топкого новгородского ландшафта, поэтому новгородцы поначалу ютились кучно на отдельных сравнительно сухих и незатопляемых береговых холмиках и даже кучковались по нескольку семей на одном подворье. А вот в других городах Руси этой проблемы не было и кто то жил так же, а кто то — своим отдельным семейным двором. Так что коммунальный быт у нас впервые пошел еще с первых веков нашей отечественной истории, да не где нибудь, а в одном из славнейших и крупнейших древнерусских центров.