В 1774 году Российская Империя победоносно завершила очередную войну с Турцией, завоевав Крым. И Екатерина Вторая, вместе со своими приближенными всерьез задумалась над тем, как заселить обширные пространства причерноморских степей. Там был замечательный климат, там все росло и продолжает расти, вот только начинать все нужно было с нуля, и желающих переселяться в Причерноморье было недостаточно.
Можно было бы отправлять сюда российских каторжников, но их для такой цели было мало. Это вам не сталинские времена!..
И тогда фаворит царицы князь Григорий Александрович Потемкин (который тогда еще не был Таврическим) придумал замечательный, хотя и довольно неожиданный выход.
Он предложил заселить эти самые степи, то бишь Таврию, каторжниками из другой империи – Великой Британии.
Поразительно, что эта идея пришлась по вкусу Екатерине Великой, и великобританскому королевскому двору, с которым, само собой, посоветовались.
Однако эта же идея крайне не понравилась российскому послу в Великобритании графу Семену Воронцову, причем по вполне обоснованной причине. Искушенный дипломат Воронцов опасался, что иностранные поселенцы станут очень серьезной угрозой для страны, поскольку под видом каторжников могут быть засланы как шпионы, так и кадровые военные, которые сформируют из поселенцев целую армию.
И ведь Семену Воронцову удалось отстоять свою точку зрения! Английских каторжников отправили осваивать Австралию.
Между прочим, нынешние потомки тех каторжников страшно гордятся своим происхождением! Такие вот гримасы истории и общественного вкуса.
Ну а Причерноморье было заселено, как известно, российскими гражданами, которые, после некоторого начального принуждения, хлынули в эти края все более усиливавшимся потоком.
Вскоре, в 1778 году, был основан город Херсон, а уже к 1782 году, по свидетельству современников, он стал вполне приличным поселением, и в самом деле похожим на город.
В 1787 году Крым посетила сама Екатерина Великая, вместе с делегацией российских и иностранных вельмож. И все были просто ошарашены размахом происходивших преобразований. Вот тогда Потемкин и получил от царицы добавку к фамилии – Таврический.
Правда, чуть позже один из этих вельмож, немец из Саксонии Георг Гельбиг из жгучей зависти пустил слух о так называемых «потемкинских деревнях», но на самом деле это был только слух.
В том же 1787 году турки, сильно обеспокоенные действиями России в Крыму, начали новую войну, однако и эта война была ими проиграна.
К сожалению, при всем размахе преобразований, князь Потемкин-Таврический действовал очень часто небрежно и непоследовательно, однако факт остается фактом: все завоеванные пространства Российская Империя всегда осваивала собственными силами.
Херсон или Мельбурн?..
Добавить комментарий