До 1943 года руководство фашистской Германии было уверено и в своей победе во Второй мировой войне, и в том, что в частях вермахта царят вполне уверенные, победительные настроения.
Но после грандиозного поражения под Сталинградом от этой уверенности мало что осталось, так что как раз в то время в полевых частях немецкой армии появились специальные «офицеры по пропаганде», которые следили за тем, чтобы в письмах домой солдаты не выражали «пораженческих настроений».
Один из немецких сержантов в своих мемуарах, написанных уже много лет спустя после войны, вспоминал, что между собой солдаты называли этих офицеров «комиссарами», но шутка эта была опасная. За «пораженческие настроения», высказанные в письмах, могли предать военно-полевому суду. По приговорам этого суда офицера могли разжаловать в рядовые, а наиболее провинившиеся «пораженцы» были расстреляны.
Особенно в частях вермахта рядовые военнослужащие и офицеры опасались членов фашисткой партии НСДАП. Их было немного, но они были настроены очень фанатично, и могли «настучать» на кого угодно при малейшем подозрении на неблагонадежность.
Интересно также и то, что обыкновенные солдаты и офицеры вермахта очень не любили оказываться рядом с подразделениями СС и СД. Во-первых, обыкновенные немецкие вояки не любили эсэсовцев за их крайнюю и неоправданную жестокость. Во-вторых, было хорошо известно, что при прямом столкновении советские военные эсэсовцев в плен не брали, а уничтожали на месте, причем без разбора, на ком какая форма. Так что, по свидетельству служащих вермахта, находиться рядом с частями СС было не только неприятно, но и опасно для жизни.
К концу войны в частях вермахта изменилось отношение и к гражданскому населению. Если в начале войны немцы думали о гражданских как о своих будущих рабах, которых не стоит убивать без разбора, то к концу войны, на волне постоянного отступления, о гражданских служащие вермахта уже просто вообще не думали… Поэтому риск случайно потерять жизнь для обыкновенных советских людей на оккупированных территориях многократно вырос.
Что касается оружия, то немцы признавали простоту и надежность советского оружия, и охотно пользовались советскими автоматами ППШ и даже снайперскими винтовками Симонова, которые были лучше аналогичных немецких. Но, правда, советское стрелковое оружие было хуже защищено от ржавчины. Это понятно, и в принципе оправдано – лучшая сталь в советской армии шла на более серьезное оружие.
И этим более серьезным оружием была, во-первых, артиллерия, которая в Советской армии, особенно со второй половины войны, действовала гораздо лучше немецкой.
Во-вторых, это были танки, особенно знаменитые Т-34 и тяжелые КВ.
И, в-третьих, это были самолеты-штурмовики Ил-2, которых в полевых частях вермахта боялись больше огня, хотя в данном случае это каламбур. Ведь именно боевым огнем штурмовики и уничтожали технику и живую силу противника.
Само собой, боевой дух этой «живой силы» к концу войны очень сильно изменился.
Так что фашистская Германия в конечном счете проиграла эту войну, а Советский Союз – выиграл.
И это – более чем закономерно.
Война с точки зрения солдат вермахта. Часть вторая
Добавить комментарий