Мир не перестает следить за развитием событий на японской АЭС «Фукусима-1». Собираются средства для помощи пострадавшим, выезжают специалисты из различных стран. Оно и не удивительно – ядерная катастрофа всегда была одной из самых опасных из техногенных катастроф, а авария такого масштаба, как в Японии, особенно опасна.
Взять хотя бы простой факт – Японское море является частью Тихого океана. То есть, заражение прибрежных вод Японии радиацией – это автоматическое заражение Тихого океана. Кроме того, Японское море омывает берега четырех стран – Японии, Китая, Кореи и России. И, соответственно, в нем располагаются рыболовные угодья этих стран. Кто хочет сейчас попробовать рыбки из Японского моря? Или, скажем, деликатесного краба?
Мне вот как-то не хочется. Хотя бы потому, что основная масса радиоактивных веществ скапливается отнюдь не на поверхности воды, а оседает на дно. А именно там и питаются крабы. Представляете, как они теперь выглядят с точки зрения радиоактивного фона?
После Чернобыльской катастрофы зараженными оказались сотни гектаров лесов. Но леса можно было обрабатывать специальными составами – их и распыляли, чтобы снизить фон радиации. А вот как насчет обработки подобными составами зараженных морских вод? Подобная идея не кажется разумной. А радиация никуда не уходит сама по себе, период полураспада многих веществ исчисляется десятилетиями. И если можно было объявить закрытым заповедником земли вокруг Чернобыля (кстати, там сейчас природа неплохо справляется с последствиями катастрофы – увеличилось поголовье животных, туда даже пытаются мигрировать зубры из Беловежской пущи, привлеченные отсутствием человека, свободой и наличием корма, появилась и такая редкость, как лошадь Пржевальского, а вот количество мутаций довольно незначительно), то как насчет объявления закрытым заповедником Тихого океана? Даже звучит странно.
Еще нюанс – размеры самого государства. Открываем карту и ищем Японию. А затем сравниваем с Чернобыльской зоной. И вот тут-то становится по-настоящему страшно. На маленькой территории Японии сконцентрировано весьма внушительное население – около 130 млн. человек. Площадь Японии – 377 915 км². Зона отчуждения, установленная после Чернобыльской катастрофы, составляет около 2800 км², около 5 млн гектаров было выведено из сельскохозяйственного оборота (из-за опасности радиоактивного заражения). Может ли Япония позволить себе утрату такой площади? Тем более, что эвакуировано из Чернобыльской зоны было около 200 тыс. человек, а сколько проживает в районе «Фукусимы»? И еще одна весьма неприятная цифра: в результате Чернобыльской катастрофы было загрязнено более 200 тыс. км² — сравните с площадью Японии.
Между прочим, СМИ сообщают, что пока не нашли способа, как справиться с заражением почвы, а также питьевой воды, возникшими в результате японской катастрофы.
Любопытно, что количество ликвидаторов аварии на «Фукусиме» довольно невелико. СМИ сообщают, что работает 50 ликвидаторов-смертников и еще некоторое количество специалистов. Ожидается прибытие четырех американских роботов, предназначенных для работы в экстремальных и неблагоприятных условиях (правда, в подобных условиях им еще работать не приходилось, так что об эффективности пока говорить рано). Пока не видно ни тяжелой техники, ни достаточного количества ликвидаторов, которые надежно смогли бы справиться с катастрофой и ее последствиями.
Для сравнения – всего ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы занималось около 600 тыс. человек (специалистов различного уровня). Конечно, они не работали все сразу, это цифра за годы, но даже в самом начале в Чернобыле работало отнюдь не 50 человек. Например, в 1986-1987 гг, когда выполнялась основная часть работ, количество ликвидаторов составило около 240 тыс. (работали посменно). Чернобыльской аварией занимался как персонал станции, так и командированные специалисты, а также воинские части. Кто занимается «Фукусимой»?
Размышляя над цифрами, постепенно приходишь к неутешительным выводам. Не все так шоколадно в Датском королевстве (в данном случае – в Стране Восходящего Солнца). И как бы результаты катастрофы на «Фукусиме-1» не переплюнули Чернобыль. Со всеми вытекающими последствиями (не забудьте про Тихий океан!).