«Песняры»: воспитание национального самосознания

Старшее поколение жителей постсоветского пространства прекрасно помнит ВИА «Песняры» — визитную карточку не только белорусского искусства, но и даже всего Советского Союза. Ведь именно «Песняры» стали первым ансамблем, который провел гастроли по США (1976 г.), именно они выступали в Каннах, в Польше (фестиваль «Сопот») и т.д. Конкурсы, в которых побеждал этот ансамбль, трудно пересчитать. Песни, основанные на белорусском фольклоре, пела все многомиллионная страна. «Песняры» были легендой еще, что называется «при жизни».
«Песняры»: воспитание национального самосознания
Все началось в 1969 году. Жила-была певица Нелли Богуславская (еще одна легенда, кстати сказать), и аккомпанировала ей музыкальная группа «Лявоны» (от минской филармонии). Кроме того, у «Лявонов» была и собственная музыкальная программа. В один прекрасный день музыканты «Лявонов» решили обрести самостоятельность. Аккомпанировать Нелли Богуславской – дело хорошее, но как же быть со своими идеями, которые прямо-таки распирают? И вот, 1 сентября (прямо-таки еще одна мировая война, вызванная грядущим разделом территории, правда, с куда как более лучшим результатом) 1969 года «Лявоны» получили право называться ВИА. Через год название было заменено на «Песняры» — по-русски «Певцы» (без особых изысков, как видите, что называется – простенько и со вкусом).

И началось победное шествие «Песняров» по музыкальным просторам мира. Начало было ударным – в 1970 году, на IV международном конкурсе артистов эстрады, ВИА занял второе место, разделив его с Львом Лещенко (еще одной легендой советской эстрады) и ансамблем «Диэло» (Грузия). Ну а с тех пор, как солистом «Песняров» стал Леонид Борткевич (с 1971 года), ВИА приобрел и всемирную популярность, и всенародную любовь.

В Белоруссии к «Песнярам» отношение было особым. Ими гордились, по ним мерили чуть не всю эстраду – например, когда появился ансамбль «Сябры», то говорили, что да, хороший ансамбль, и тексты хороши, и голоса, но до «Песняров» им все же не дотянуться. «Песняры» были точкой отсчета, планкой, до которой пробовали допрыгнуть другие ВИА (и, кстати, не только белорусские). Минчане показывали приезжим друзьям дом: «вот здесь живет Владимир Мулявин», а уж те, кто видел его «вживую», вообще рассказывали легенды. Остальной мир представлял Белоруссию по песням «Песняров». Оно и не удивительно, ведь как звучит:

Белый аист летит,
Над белесым Полесьем летит,
Белорусский мотив
В песне вереска, в песне ракит.
Все земля приняла
И заботу, и ласку, и пламя,
Полыхал над землей
Небосвод, как багровое знамя.

Молодость моя,
Белоруссия.
Песня партизан,
Сосны да туман.
Песня партизан,
Алая заря.
Молодость моя,
Белоруссия.

Всего «Песняры» выпустили семь дисков: «Песняры I» (1972 г.), «Песняры II» (1974 г.), «Песняры III» (1978 г.), «Белорусские народные песни в обработке В.Г. Мулявина» (1978 г.), «Гусляр» (1979 г.), «Зачарованная моя» (1983 г.), «Через всю войну» (1985 г.). За каждым из дисков охотились меломаны и не только, а за последним – еще и пенсионеры, бывшие белорусские партизаны (многие плакали, слушая этот двойник).

К сожалению, «Через всю войну» оказался финальным диском, после которого начался закат «Песняров». Поговаривали, что все дело в пристрастии к выпивке Владимира Мулявина, эту же версию поддерживал Владислав Мисевич (саксофон, флейта, бэк-вокалист), который стал директором «Песняров» в 1998 г. Но увы, Мисевич не пил, а слава к «Песнярам» так и не вернулась. Скорее, проблемы ВИА были связаны с уходом Леонида Борткевича (любители «Песняров», впервые увидев на экранах телевизоров вместо Борткевича Игоря Пеню, были шокированы, и вот тогда-то и начали поговаривать – «Песняры» уже не те, все не то, не так…). Но если бы дело было только в Борткевиче! Затем ушел Анатолий Кашепаров (второй вокалист), Леонид Тышко (бас-гитара), Александр Демешко (ударные)… А ведь это все были не второстепенные члены ансамбля. Именно эти музыканты получили в 1979 году звания заслуженных артистов. Собственно говоря, Мисевичу достались уже не те «Песняры», которые так полюбились всем, а лишь их былая слава. Старый состав полностью покинул ВИА.

Может быть, если бы «Песняры» не распались, то мы услышали бы еще множество великолепных песен. А, может быть, и нет – история не терпит сослагательного наклонения. Но то, что было сделано ансамблем, нельзя недооценивать. Не зря ведь в 2009 году, когда «Песняры» уже давно стали легендой былых времен, была выпущена почтовая марка Беларуси, на которой изображен Владимир Мулявин и старый состав ВИА, тот самый, звездный. Недаром в честь Владимира Мулявина и «Песняров» в 2001 году в Москве, на Аллее звезд была заложена звезда. Недаром на Московском мемориальном кладбище Минска (считается элитным кладбищем белорусской столицы, быть похороненным там – это все равно что в прежние времена в кремлевской стене) в 2006 году была открыта надгробная скульптурная композиция Владимиру Мулявину (редкие политические деятели удостаивались такой чести).

Беларусь по сей день благодарна «Песнярам» — за то, что этот ансамбль представлял страну прекрасной, романтичной, иногда – суровой… В общем, почти как в жизни (с поправкой на художественность описаний). И полесские болота, унылые буро-зеленые топи, становились даже привлекательными, когда над ними звучали протяжные голоса солистов «Песняров». В том, что белорусы сейчас – единая, достаточно монолитная нация (кстати, во многом даже независимо от действительной национальной принадлежности), есть солидная доля заслуги «Песняров» — их песни делали из разрозненных Ивановых, Петровых, Сидоровых не просто соседей, но – белорусов. Воспитание национального самосознания, патриотизма – вот чему служили песни ВИА (и что лучше всего – отнюдь не в назидательном тоне, а просто – показывая красоту родной земли ее жителям).

И до сих пор вздрагивает сердце, стоит только услышать «Белый аист летит, над белесым Полесьем летит…». И видятся зеленые дубравы, суровые леса, сизая трава торфяных болот, пламя Хатыни… Белый аист летит…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *