Интереснейшая история произошла с результатами последней переписи населения Советского Союза: оказалось, что число замужних женщин существенно выше, чем число женатых мужчин. И при этом количество многоженцев отнюдь не превышало уголовного норматива.
Объясняли данный феномен по-разному. Одни считали, что все дело в азиатских республиках, где широко распространен ислам. А, следовательно, и многоженство (как известно, Коран разрешает мужчине иметь до четырех жен (разумеется, если он в состоянии обеспечить их достойное существование, а также рожденных ими детей), а, кроме того, еще и наложниц). Но советский закон позволял только одну жену, все, что сверх того, считалось уголовным преступлением и каралось соответствующим образом (УК РСФСР (1961 г. издания, действовал до января 1997 г.), ст. 235 – «сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства», наказание – лишение свободы на срок до 1 года или исправительные работы на срок до 1 года). Ну а в загс с честной попыткой зарегистрировать второй и последующие браки, не расторгнув предыдущего, и вовсе соваться не стоило. Только посмеются. Вот и получалось, что приверженцы исламских обычаев честно женились по советским законам один раз (так сказать, «старшая» жена), а затем благополучно женились по законам шариата. В результате оказывалась одна замужняя женщина и несколько «матерей-одиночек» (таковыми они были только по советским законам, а на деле считали себя и являлись – замужними женщинами, состоящими в законном браке).
Но азиатские республики практически не были виновны в подобном перекосе результатов переписи: большая часть «матерей-одиночек» заявляла, что никакого мужа у них нет, ведь на таком основании полагалось пособие на ребенка. Переписчиков ввели в заблуждение по совершенно другому поводу. О замужестве говорили женщины, состоящие в гражданском браке, в то время как их сожители утверждали, что являются убежденными холостяками.
Вот она – разница в женской и мужской психологии. Женщина, проживающая вместе с мужчиной, ведущая с ним совместное хозяйство, а уж тем более имеющая от него детей, считает, что она замужем. Мужчина же, не имея кольца на пальце и печати в паспорте, считает себя холостяком, вне зависимости от того, сколько детей родила его гражданская жена и какой срок они проживают вместе.
Подобная мужская психология блестяще описана Павлом Шумилиным («Дракон замка Конгов»): «… Берг должен был говорить, что стоит на башне дозором. Думаю, ему было не очень скучно, так как мамина фрейлина Ядвига решила помогать ему в этом трудном деле. Она не отличалась красотой, но выделялась среди прочих внушительными размерами, умом и здравым смыслом. Берг же был убежденным холостяком. Все говорили, что Ядвига решила захомутать Берга. Солдаты и фрейлины стали заключать пари, удастся ей это или нет. Ставки, как всегда, принимал ротный каптенармус. Забегу вперед и скажу, что к осени, когда всем стало ясно, что Ядвига понесла под сердцем ребенка Берга, ставки на него значительно упали. Но и десять лет спустя он, счастливый отец четверых детей, по-прежнему холост. И, потягивая с приятелями эль, дразнит их подкаблучниками. «То ли дело – моя! Десять лет с ней живу, ни разу замуж не попросилась. Я – свободный человек, она – свободный человек. Хотим, вместе живем, хотим, сами по себе», — наставительно внушает он им. «И когда ты последний раз сам по себе жил?» — «Дык, пока ее не встретил!».
Этот психологический нюанс неплохо бы учитывать женщинам, которые решаются на гражданский брак. Ведь браком он является только с точки зрения женщины, с точки зрения мужчины – отнюдь нет. Такая разница в подходе и взглядах на столь важный момент жизни, как брак, нередко приводит к далеко небезобидным последствиям.