Архив за день: 18.09.2012

Паранойя, как и было сказано

Паранойя, как и было сказано
В эпоху движущихся картинок и даже трехмерных персонажей главными героями становятся актеры кино и участники разных шоу. А в прошлые века, когда умами владела литература, главными героями для читающей публики были писатели. Многие из них отличались разными странностями, если не сказать больше.

Знаменитая пословица: «Если у вас паранойя, это еще не означает, что за вами не следят на самом деле» родилась, очевидно, на основе реальной жизни американского писателя Эрнеста Хемингуэя.
В последние годы жизни у него была диагностировано это самое психическое заболевание, при котором человеку кажется, что за ним все время следят, и Хемингуэя лечили от этой болезни самыми варварскими способами – электрошоком.
А он звонил домой из психиатрической клиники и утверждал, что тут тоже стоят «жучки», которые передают информацию о нем прямо в ФБР.
Вылечить Хемингуэя не удалось. Из-за жестокого лечения и по другим причинам он потерял способность писать, и однажды вытащил свое охотничье ружье и застрелился.
А через 40 лет после его смерти были обнародованы документы ФБР, которые подтвердили, что слежка за Хемингуэем проводилась на самом деле. «Жучки» устанавливались и у него дома, и в больнице. Одним из близких друзей Эрнеста был новый коммунистический лидер Кубы Фидель Кастро, так что причина слежки понятна.
История подтвердила, что Эрнест Хемингуэй в своих подозрениях был абсолютно прав.
И, тем не менее, паранойя у него тоже была!..

Великий английский поэт Джордж Байрон был не очень-то красив. Он был склонен к полноте, хромал, но при этом очень любил женщин и девушек. Правда, тут у него были сильные странности. К примеру, он любил, когда девушки переодеваются в мужскую одежду. (Впрочем, сейчас подавляющее большинство девушек ходит в мужской одежде, и ничего!..) Мальчиков Байрон тоже очень любил.
В общем, человек он был разнузданный, но, при всех своих сексуальных излишествах Байрон писал очень нежные, тонкие стихи о любви к женщинам. Впрочем, тут как раз ничего удивительного нет – одно другому (а также третьему и четвертому) отнюдь не мешает.

Автора «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла на самом деле звали Чарлз Лютвидж Доджсон, и он был прежде всего известным математиком, а писателем стал случайно, после того, как рассказал историю про Алису своей любимой девочке, дочери друзей, 10-летней Алисе Лидделл и ее сестрам. Что было дальше – хорошо известна. История очень понравилась девочкам, и на ее основе Чарлз Доджсон создал книгу, а заодно и псевдоним Льюис Кэрролл.
Кроме того, этот писатель был очень хорошим фотографом, и часто фотографировал обнаженных маленьких девочек, причем всегда только с разрешения их родителей. В середине наивного и патриархального XIX века это никому не казалось странным.
Но затем, когда нравы стали меняться, большинство фотопластинок и отпечатков с такими фото Кэрролла были уничтожены. К настоящему времени сохранились только четыре подобных фотоснимка.

В своей автобиографии Агата Кристи вспоминала, что свои романы не писала сама, а диктовала своим помощницам. Для этого была очень серьезная причина – писательница всю жизнь страдала дисграфией, то есть с большим трудом писала от руки.
Правда, возникает вопрос, почему она не пользовалась пишущей машинкой, которые в эпоху ее писательского расцвета были уже очень распространены.
Может быть, этому мешала еще какая-нибудь, неизвестная науке болезнь…

Когда и где была написана древнейшая русская книга?

Знаете, когда и где появилась древнейшая русскаяКогда и где была написана древнейшая русская книга?
книга и каково было ее содержание? Недавно, в ходе летнего сезона раскопок Новгородской археологической экспедиции на Софийской стороне в древнем Людине конце слоях рубежа X-XI веков была найдена самая ранняя на Руси книга. Это был сборник церковных псалмов (псалтырь). Написана она была на древнерусском языке кириллицей на вощаных дощечках (церах). Написана она была духовным лицом, которое заявляет о себе, что в свое время был поставлен христианским попом в Суздале. А поскольку Суздаль был не русским а финноугорским мерянским поселением враждебно воспринимающим русскую власть и православную веру (чего стоит языческое движение, вспыхнувшее там вскоре в 1024 году, ради подавления которого Ярослав Мудрый даже отложил междоусобную борьбу с братом за власть на Руси)
этот поп перед написанием новгородской псалтыри приобрел не только духовные навыки, но огромный жизненный опыт. Любопытно, что кириллица на Русь массово проникла совсем незадолго до этого, с принятием крещения при Владимире в конце X в. А эта псалтырь была написана тоже во времена Владимира Святославича, возможно всего несколько лет спустя после крещения.

Кстати, вторая по древности книга тоже была создана в Новгороде. Это было евангелии, написанное полвека спустя, в 1057 году, по заказу новгородского посадника Остромира
Оно было уже не нацарапано на воске, а написано чернилами на пергаменте. А поскольку вера играла в средневековье большую роль — Христианство в свое время было призвано сплотить Русь под властью Киева, а выступая против опеки Киева, новгородцы как то выступили в форме языческого восстания, государственный деятель, вроде посадника, или князя, должен был хорошо разбираться в основных обрядах и символах христианства. Поэтому не удивительно, что посадник, бывший в то время киевским ставленником, заказал себе Новый завет. Новый завет в ту пору был как важным чтивом, так и необходимым пособием для должностных лиц.

В Новгороде же появился и первый известный книжный переплет. Это был переплет евангелия, только не Остромирова, а Мстиславова, написанного в начале XII века для новгородского князя Мстислава Владимировича. Богато выделанный и отделанный каменьями тесненный кожаный переплет хорошо сохранился до наших дней. Сейчас все имеют книги. А в средневековье они стоили дорого и их могли себе позволить иметь только очень богатые люди, вроде князей и бояр, а также церковники, которые по долгу службу читали Библию и псалмы. Эти книги считались большой драгоценностью. Но тем не менее, история русских книг началась именно с них. При этом, на средневековом католическом западе книги мог позволить иметь даже не каждый аристократ, или король, тем более, что грамотность там была существенно ниже и даже короли не все были грамотны. А на Руси грамотность стала распространяться быстро, причем среди разных слоев населения. Комплекс новгородских берестяных писем — грамот показывает, то писали и ремесленники и даже зависимые крестьяне. Поэтому книги здесь могли читать все, кто их мог купить — и князья и прочая богатая знать.