Архив за день: 24.07.2012

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности
Страшная сила эти самые гены.

Когда-то, в те времена, которых, за их давностью, иногда кажется, что и не было вовсе… Но это – только кажется. Если напрячь ещё (тьфу-тьфу!) светлую память и вглядеться пристально в сгущающиеся где-то далеко за спиной сумерки прошлого, то вот… Вот же оно, то давнее, дальнее время, когда всё наше семейство, в котором я был хоть и полноправной, но пока — самой маленькой составляющей, жило далеко-далеко…. На целых 150 км севернее Полярного круга. Но зато на 140 км южнее Карского моря! А это, между прочим, — одно из прибрежных морей Северного Ледовитого океана.

Понятное дело, дачу в таких условиях заводить было крайне нерентабельно. Поэтому, если кто в нашем городе и выращивал что-то, так это исключительно зеленый лук на перо. И то – не в открытом грунте. И даже не в теплице. На подоконнике. А по окрестностям хорошо росли накрепко прижимаемые к земле студеным заполярным ветром карликовые ивы и березы, олений мох – ягель, мятлик луговой и прочие полезные, но малосъедобные растения. Соответственно, овощи, фрукты и всё остальное к нам в город завозили из более южных мест. И завозили, прямо скажем, в приличных количествах.

Так, например, сентябрь был месяцем болгарского перца. Где его только не продавали. И в магазинах, и с лотков выездной торговли на улицах… Даже в школьной столовой, если очень захотеть, можно было купить пару-тройку килограммов свежего, характерно и пряно пахнущего сладкого, или как его у нас ещё называют – болгарского перца. От такой массовой экспансии этого представителя семейства пасленовых, сентябрь в наших краях от первого и до самого последнего своего дня насквозь пропитывался тем ароматом, который, даже если очень сильно захотеть, невозможно спутать ни с каким другим.

Как-то так повелось, что в нашей семье впрок этот овощ не заготавливался. Поэтому сентябрь для всех нас становился месяцем фаршированного перца. Он готовился большими — десятка на полтора – два плодов – кастрюлями. Объемными кастрюленциями. Кастрюлищами! Но, как ни странно, после того, как их содержимое съедалось подчистую, а соус последней порции вычищался со дна тарелки кусочком хлебного мякиша, период насыщения, а тем более пресыщения, — не наступал. И на смену первой кастрюле тут же, без какого перерыва, готовилась вторая, не менее объемная. Которой, приходило время, на подмогу, в свою очередь, приходила третья.

А вот уже на ней, как правило, сентябрь, а вместе с ним и болгарские перцы, заканчивались.

И почти год… Целых одиннадцать месяцев приходилось ждать – а когда же он наступит, этот удивительно вкусный праздник фаршированного болгарского перца? Но как медленно ни тянулось время, он обязательно приходил. Сначала в город, на его оптовую овощную базу, а потом, транзитом через овощной магазин или лоток уличной торговли – прямо к нам в дом.

Не знаю, может, потому, что когда-то фаршированный перец был для меня одним из самых долгожданных, праздничных и вкусных блюд, теперь уже у моей младшей никак не получается ровно дышать в его сторону? И время от времени она старательно напоминает: «Пап, а перцы?!». Какое-то время я ещё сопротивляюсь. Но, как правило, к выходным, сдаюсь. И иду в магазин, чтобы купить всё, что понадобится для того, чтобы приготовить это замечательное блюдо, с простым, но от того не менее вкусным названием – «фаршированные перцы».

А понадобится нам:
— десяток плодов болгарского перца,
— 500-600 грамм мясного фарша,

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности

— 100-150 грамм риса,
— пара средних по размеру репчатых луковиц, одна крупная морковка,
— одно сырое яйцо,
— 200 мл нежирных сливок,
— 50-70 грамм кетчупа,
— пара столовых ложек растительного масла, молотый черный и красный перец, соль – по вкусу.

Первым делом несколько раз хорошо промываем рис, заливаем его холодной водой в соотношении 1,5 объема жидкости на 1 объем крупы и ставим кастрюлю на плиту. Доводим рис до кипения и пару тройку минут даем ему бурно покипеть. Потом огонь убавляем, накрываем кастрюлю крышкой и ждем ещё минут 9-10. После этого плиту выключаем, но кастрюлю с конфорки не убираем. Пусть она постоит, а рис «дойдет» и впитает в себя остатки влаги.

Ну, а у нас появляется время заняться луком и морковкой. Чистим их.

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности

Шинкуем первый полукольцами, а вторую трем через крупную терку.

Разогреваем на плите сковороду, вливаем на неё растительное масло, даем немного времени ему накалиться и после этого начинаем обжаривать лук, постоянно помешивая его шумовкой. Минут пять для этого – вполне достаточно.

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности

После чего добавляем в сковороду морковь и примерно такое же время обжариваем уже оба овоща вместе. Естественно, не забывая, хоть изредка, но помешивать содержимое сковороды, чтобы оно — не приведи Господь! — не пригорело. А как и морковь обжарится – выключаем огонь под сковородой.

Теперь надо дать остыть рису и обжарке, прежде чем добавлять их к фаршу. Но это не значит, что можно сидеть без дела. Пришло время заняться перцами.

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности

Первым делом делаем аккуратный надрез вокруг плодоножки и удаляем её. В образовавшееся в перце отверстие как раз проходит чайная ложка. С её помощью вычищаем внутри плода остатки семян и плодоножек и вытряхиваем их.

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности

То, что не захотелось вытряхнуться добровольно, удаляем принудительно, промыв перцы холодной водой. Всё, они готовы для последующей фаршировки.

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности

Готовим «наполнитель». Для этого смешиваем остывший рис с луково-морковной обжаркой. Добавляем к ним фарш, сырое яичко, перчим, присаливаем и снова всё хорошенько вымешиваем. Получившейся массой фаршируем перцы, плотно укладываем их в кастрюлю набивочным отверстием вверх и начинаем заниматься соусом. В более плотный по консистенции кетчуп, помешивая, потихоньку, до образования однородной массы, добавляем сливки.

Фаршированные перцы. Или немного о загадках наследственности

Присаливаем соус и выливаем его в кастрюлю так, чтобы края фаршированных перцев чуть выступали над ним. Если соуса недостаточно, разбавляем его, доливая в кастрюлю холодной воды, доводим жидкость до кипения, убавляем огонь и закрываем нашу варочную ёмкость крышкой.

Остается подождать минут сорок и по кухне поплывет пряный, характерный для фаршированных перцев аромат. Тот самый, так хорошо запомнившийся мне с давних, ещё детских времен. И который, неожиданно для меня, вдруг оказался не менее приятным уже и для моих детей.

Страшная всё-таки сила эти самые гены…

Невозможные 100%

Невозможные 100%

Наш мир – мир вероятностей. Всегда, когда автор слышит о 100% надежности, уверенности или качестве, да о чем угодно, у него увеличивается недоверие и скептицизм.
В мире возможно все, даже хорошее – вот суть отвержения абсолютов.

Не все в этом мире зависит от нас – а познать его законы в абсолюте невозможно. Раз мы их не понимаем до конца, то всегда есть вероятность, что неучтенный фактор, недобор долей процентов не приведен к совершенно неожиданному результату, или ожидания исполнятся не в полной мере.

Мы не можем быть даже 100% уверены в своих желаниях, поскольку они меняются. Потерявшие здоровье богачи (не только они, просто с ними ситуация рельефнее) отдали бы все свое состояние, только бы оно вернулось. Да и в более легких случаях – ветреность желаний свойственна человеку. Мы не всегда можем исполнить обещанное. По забывчивости, невозможности или эластичности моральных принципов. 100% выполнения обещаний не бывает ни у кого. Естественно, у человека чести таковой процент существенно выше. Тем не менее, нет человека, не сумевшего сколько-то раз не выполнить обещанного. Не потому ли религия говорит нам – «не клянитесь»
Увы, наш мир не только основан на вероятностях, но и все более и более нестабилен. Даже сберегательные банки не дают нам 100% надежности. Пример – государство, со скрипом выплачивающее компенсации по «сгоревшим» вкладам в «самом надежном банке мира». И, прекрасно помнится: «нет денег», говорили милые операционистки того же банка во времена дефолта 98 года. И, как бы не надувал щеки Сбербанк, его рейтинг не ААА. Да и эти три волшебные буквы не должны завораживать, ведь это максимум надежности, а не 100% надежность. Про страховые полисы и говорить не приходится, они «срабатывают на 100%» исключительно в рекламе.

Техника не обладает 100% надежностью. Правда еще, вот удивительно, попадаются технические экземпляры, работающие после 100% износа (естественно бумажно-бухгалтерского). 100% технический износ тоже невозможен – любая техника превращается в металлолом или мусор намного ранее.

Впрочем, отсутствие 100% далеко не всегда зло. Ничто плохое, также не бывает 100%-ным. Чудесно выздоравливают после самых тяжелых болезней, выживают в катастрофах, казалось бы, не оставляющих шансов. Нечего говорить – что и финансовые проблемы – не 100%-но смертельны или вечны. За кризисами всегда следует подъем, разочарования и надежды меняют друг друга как морские волны. Не вечны богатые заморские дядюшки, и , опять же, не у всех они есть. И – вот что забавно, даже не все мечтают о их скорейшей кончине. Кстати, и ожидающая нас всех смерть – тоже не 100%! Тут можно порассуждать о нашем продолжении в детях, о бессмертии наших дел или о том, что составляющие нас частицы, вплоть до элементарных, со временем послужат материалом для новой жизни. Или, согласно религиозным верованиям – нас ожидает реинкарнация или воскрешение )).

Что же делать тем, кому хочется жить увереннее и надежнее?
Хаосу противопоставляют расчеты и планирование. Если планы выполняются на 90% — вряд ли это повод раскисать. Меньше 50 – повод уменьшать аппетиты или искать новые возможности. Если все возможно, значит, где-то есть ваш персональный шанс, просто он пока затерян в море чужих возможностей. Надо его искать и ловить. Наконец, нужно искать и делать резервы, хоть крупу закупать. При этом, естественно её надо правильно хранить и вовремя освежать, иначе радость от таких резервов будет только у плесени.
Вот, ученые открыли бозон Хиггса )) И тоже, оставляют себе лазейку «5 сигма» — т.е. с вероятностью 1:3000000 – это все-таки не он.

Очаровательная гиена

Очаровательная гиена
Мы этих зверей не любим и судим о них по их внешности. И в самом деле, гиена – далеко не самая красивая зверушка из млекопитающих хищников. А еще она очень противно воет и визжит, и нападает на более слабых, и очень, очень неразборчива в питании.
Ну, давайте для начала познакомимся поближе с пятнистой гиеной, которая чрезвычайно распространена в Африке.
Длина тела – до 130 см, высота в холке – до 80 см. Шкура, само собой, пятнистая, задние ноги несколько короче передних, из-за чего гиена передвигается не очень-то грациозно. Зато гиена очень быстро бегает, развивая до 65 километров в час.
Голова у нее маленькая, и по сравнению с туловищем выглядит даже забавно.
Но к этой голове, во-первых, природой приделаны очень мощные челюсти, которыми гиена может разгрызть самые толстые кости. При давлении зубов 70 килограммов на квадратный сантиметр для гиены это не просто легко, а очень легко.
И, во-вторых, в этой голове находится очень даже развитый мозг, который позволяет гиене очень неплохо соображать и строить внутри своих стай очень развитые иерархические отношения – причем на основе матриархата.
То есть самцы, как молодые, так и старые, в гиеньих стаях очень даже слушаются своих мамочек, тетушек и бабушек.
И сестер тоже.
Теперь о питании гиен.
Они питаются практически любой органикой, являясь как охотниками, так и падальщиками.
Увидят, к примеру, стадо антилоп – нападут, отобьют самую неловкую, больную или слабую, и сожрут вместе с костями, смачно выдирая ребра из туши и споря из-за самых вкусных кусков.
Если чего переварить все-таки не смогут, то отрыгнут.
При этом у гиен очень длинный кишечник и мощная пищеварительная система, которая настолько хорошо работает, что кал гиен практически уже не гниет, представляя из себя чуть ли не чистые фосфаты.
Но, при этом, гиены, как правило, пасуют перед львами, хотя очень распространено ошибочное мнение, что гиены могут скопом отобрать добычу у льва.
Впрочем, если лев или львица уже очень стары или ослаблены, то такое несчастное существо гиены действительно могут завалить, быстренько переселив его в более счастливый мир.
Как и у всех хищников, у каждой стаи гиен есть свой ареал обитания и охоты, границы которого помечаются обычным природным образом – мочой.
Если в пылу охоты, к примеру, одна стая гиен завалит добычу на территории другой стаи, то непременно состоится большая схватка, в ходе которой те гиены, которые живут на данной территории, постараются изгнать агрессоров, а их добычу взять себе.
С учетом того, что в стаях гиен царит матриархат, то уже в самом юном возрасте самки начинают сражаться друг с другом не на жизнь, а на смерть – в полном смысле этого понятия.
Более слабая самка в результате схватки погибнет, и ее тушку тут же съедют. Чтоб добру не пропадать!
Но при этом очень хорошо известно, что гиены – чрезвычайно заботливые родительницы, и выкармливают своих детенышей молоком до 18-месячного возраста.
И, однако, детеныши гиены сразу же рождаются с зубами и открытыми глазами.
В раннем детстве маленькие гиенята – само очарование.
Гиена может родить за один раз до 7 щенков, но не так давно в зоопарке английского города Колчестер молодая гиена по имени Калаби родила единственного щенка, самца, в котором души не чает.
Все время она его вылизывает, и ухаживает за ним, и кормит – на радость публике, которая за этим наблюдает с большим умилением.
В дикой природе, само собой, за гиенами лучше наблюдать издали, из какого-нибудь безопасного места…