Вот уже несколько месяцев русская православная церковь не может выпутаться из целой серии скандалов, первым из которых оказался «перформанс» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Причем вся эта серия скандалов очень наглядным образом подтверждает те истины, что земля круглая, а всякая палка – о двух концах.
Конечно, хулиганская выходка «пусси-девушек» никакого морального оправдание не имеет. Эти танцы на амвоне храма сравнимы с танцами на кладбище, на «отеческих гробах». Очень многие люди по-прежнему воспринимают храмы как святые места, и с таким восприятием связаны их глубокие чувства, задевать которые просто не следует.
Между прочим, в переводе на русский "pussy riot" означает "кискин протест". А как обычно протестуют киски? Они гадят в неположенных местах.
Но любое явление необходимо рассматривать с разных сторон. К примеру, у «пусси-девушек» тоже есть какие-то свои чувства, и тоже есть какие-то свои соображения, которыми они и руководствовались, когда планировали и совершали свою акцию.
Это была, прежде всего, акция протеста против того балагана и лицемерия, которые в последнее время все чаще и чаще демонстрируют высшие иерархи РПЦ.
Уж слишком по-мирски они себя ведут. Занимаются стяжательством, беспокоятся о собственности, о недвижимости, о деньгах, и к тому же вовсе не прочь время от времени продемонстрировать окружающим свое личное благосостояние.
И потому совершенно неслучайно после скандала с Pussy Riot разгорелся скандал с дорогими часами на руке Михаила Гундяева, который для российских православных является Патриархом.
Затем разгорелся скандал с «нанопылью» в квартире троюродной сестры Гундяева, и этот скандал все еще продолжается, потому что в нем, по недавним сообщениям прессы, начался этап подачи встречных исков. Так что публику ждет еще много новых «развлечений» в ходе этой судебной тяжбы.
Уже нет никаких сомнений, что она будет очень долгой и последствия ее будут очень чувствительными и для участников тяжбы, и для самой РПЦ.
Просто мы живем в очень прозрачное время, в очень прозрачном мире.
Теперь уже невозможно утаить от общества никакое шило ни в каком мешке. Начнете утаивать – а рядом окажутся толпы свидетелей. И они с удовольствием заснимут ваши потуги засекретить ваши неблаговидные делишки на свои телефончики, и уже через час-другой выложат эти съемки в интернет, на всеобщее обозрение.
И вообще, богу – богово, кесарю – кесарево, а священнику – священниково. Раз уж вы служите высокому духу, и даже выполняете для своей паствы функции «духовников» — так и ведите себя соответственно. Боритесь со своими соблазнами и побеждайте в этой борьбе, очищайте себя регулярно от плохих мыслей и намерений, ведите себя скромно в быту, и так далее, и так далее.
Кстати, исторически русский православный народ по поводу морального облика своих попов никогда не заблуждался. Это подтверждают, к примеру, народные сатирические сказки XVIII-XIX веков, которые в свое время были собраны Дмитрием Молдавским в сборник «Русская сатирическая сказка». Впервые этот сборник был издан в 1955 году. Довольно много сказок в нем посвящены именно попам, высмеивая их жадность, глупость, распутство и стяжательство.
Даже названия сказок говорят сами за себя: «Как поп работников морил», «Жадный поп», «Поп и дьякон», «Поп теленка родил», «Церковная служба».
Подчеркиваю: хотя изданы эти сказки в едином сборнике были впервые в советские времена, сочинены они были в предыдущие века. Кого тут можно упрекнуть? И в чем?..
На эту Пресветлую Пасху в храмах было полно людей, потому что люди чтят свои обряды, и все-таки верят во что-то, и стремятся к чему-то высокому.
Так что дело не только в хулиганстве группы безбашенных девушек.
Дело в том, что бездуховное, приземленное, слишком мирское поведение высших иерархов церкви оскорбляет чувства рядовых прихожан намного сильнее, чем хулиганская выходка стайки невоспитанных и глупых девчонок.
Архив за день: 18.04.2012
Неповторимые вкусы детства
Это те вкусы, которые были не только у каких-либо лакомств, но и самой обычной еды, которую мы ели в детстве. Поностальгировать что-то опять захотелось! И есть о чем – потому что лично я в детстве жил в сельской местности, и еда у нас была хотя и очень простая, зато абсолютно настоящая.
Таковой эта еда остается и сейчас у всех тех, кто живет в селе, держит дома какую-нибудь скотинку-курочку-уточку, а при доме – приличный огород, в котором растут всевозможные овощи и даже фрукты, из которых под осень заготовливаются соленья-варенья без красителей и усилителей вкуса, «идентичных натуральным».
К примеру, мы всегда у себя в сарайке «держали поросенка». То есть весной где-то приобретался подрощенный кабанчик или свинка и всю весну, лето и осень его откармливали. А как только начинался ноябрь, и устанавливалась минусовая температура, наступала пора обитателю теплого сарая превращаться в продукты.
Внимание! Вегетарианцев и слабонервных прошу дальше не читать!
Так вот, когда кабан (или свинья) уже были превращены в тушу и происходила разделка, несколько приличных кусманов еще парового мяса сразу отправлялись на кухню, где из них готовились сразу несколько разных блюд.
Это была так называемая «свежина». Вкус блюд из нее просто невозможно забыть! Он был очень насыщенный, полный и одновременно очень тонкий.
Далее, из свиных кишок приготавливались колбасы.
То есть их сначала надо было вычистить от содержимого, затем промыть и только после этого наполнять начинками.
Конечно, процедура очистки и промывки является не очень-то приятной, зато колбасы из натуральных кишок с натуральными начинками получаются такие, какие просто невозможно сделать ни на каком современно мясокомбинате.
Про овощи с огорода здесь долго распространяться не буду. Все и так понимают, что вкус огурца с грядки, который сразу идет в легкий летний салат, кардинально отличается от огурца, который уже полежал где-то в ящике, пусть даже и в хорошо оборудованном хранилище.
Перехожу к лакомствам.
К ним, к примеру, относится ягодный кисель, который готовила моя тетя, когда я бывал у нее в гостях в другом селе, не так далеко от своего родного. Ягоды, естественно, добывались в собственном саду-огороде. Это были в основном малина и красная смородина. А крахмал для киселя тетя добывала из картофеля, который также выращивала на своем приусадебном участке.
То есть это была стопроцентная гарантия натурального качества и вкуса! И уж аромат и богатейший «букет» того киселя я помню до сих пор.
Иногда я сам пытаюсь сварить такой кисель. Но, увы, так, как у тети, у меня не получается.
Еще тетя часто готовила то ли пирог, то ли торт под названием «манник». Его рецепт, в принципе, можно найти в интернете. Его вкус это тоже – ах и еще раз ах!
А теперь о мороженом.
Сейчас в киосках и магазинах продается огромное количество разных сортов и видов мороженого. Проблема только в том, что при его изготовлении используются не совсем натуральные вещества, или натуральные, но не совсем те, которые использовались когда-то.
В том селе, где я жил в детстве, был свой небольшой молзавод. В основном он занимался переработкой и розливом в бутылки молока и кефира из того молока, что сдавали близлежащие колхозы и совхозы.
Но время от времени – два-три раза в неделю – этот молзавод выпускал в продажу небольшие партии мороженого в бумажных стаканчиках. Одна порция такого мороженого стоила, как сейчас помню, 13 копеек.
Хотя дело даже не в цене, поскольку при изготовлении такого мороженого использовались тоже только натуральные молоко или сливки, и еще самый обыкновенный сахар, то и вкус его получался тоже абсолютно натуральный.
В общем, не в том дело, что раньше вроде как мы все были бедные и любое лакомство воспринимали как нечто совершенно изысканное.
А в том дело, что если любое блюдо (включая лакомства) делается из натуральных ингредиентов, то и вкус его становится на самом деле незабываемым.
Три предшедшественника Алексадра Матросова
Всем известен знаменитый подвиг Александра Матросова, который в феврале 1943 года заслонил грудью амбразуру фашистского пулемета, тем самым спас ценой собственной жизни жизни многих своих однополчан. Между тем, более чем за год до этого, 29 января 1942 года, в окрестностях Новгорода, у быков недостроенного железнодорожного моста близ Юрьева монастыря, три солдата Волховского фронта совершили аналогичный подвиг. Имена этих героев многим ни о чем не говорят, о них помнят даже не все новгородцы. В отличии от Матросова, их подвиг не получил в народной памяти такого важного символического значения.
Однако, это обстоятельство ничуть этот подвиг не умаляет, тем более, что он был совершен при попытки оккупированной фашистами левобережной, Софийской стороны Новгорода. С лета 1941 года город был оккупирован фашистами. Однако, уже в ближайшие месяцы Волховский фронт предпринимал попытки освобождения города. 29 января 1941 года, темным вечером, по решению дивизионного командира, десант из 20 человек тихо перебрались в районе быков недостроенного железнодорожного моста через замерзшую реку Волхов на оккупированный фашистами левый берег. В идеале, они должны были по насыпи от недостроенной дореволюционной железнодорожной ветке пройти в город. Однако, едва они выбрались на берег, они были замечены фашистским отрядом. Завязалась отчаянная перестрелка. Но силы были неравны. Тогда рядовые Леонтий Черемнов, Александр Красилов и лейтенант Иван Герасименко бросились грудью на амбразуры укрепленных на береговых устоях моста вражеских пулеметов. Конечно, они погибли. Но выгаданных, таким образом, мгновений было достаточно для того, чтобы остальные десантники успели выгодно перегруппироваться и эффективно продолжить перестрелку с фашистскими оккупантами, а затем удачно отступить. Все три героя посмертно получили звание Героев Советского Союза. Подвиг их в свое время был совершенно беспрецедентен, поскольку Александр Матросов и некоторые другие аналогичные герои, совершили аналогичные поступки позднее.
На месте их гибели, на береговых устоях моста установлен памятник Трем Героям, а возле них, на краю насыпи, в их честь посажено три белоствольных березы. Еще один памятник, в виде обелиска, находится в самом центре Новгорода, на видном месте на Ярославовом дворище. Но во многом из-за партийной пропаганды, а во многом по каким-то иррациональным особенностям массового народного восприятия, национальная историческая память отдала предпочтение подвигу Матросова, а не трем его не менее доблестным предшественникам, отдавшим жизни за попытку освобождения Новгорода.