Архив за день: 03.04.2012

Новгородская демократия

Новгородская демократияСредневековый Новгород XII-XV веков издавна прославился своим вечевым республиканским устройством. Если в других русских землях рано победила княжеская власть, то в Новгороде, пока этот город не был завоеван Московским княжеством, князья вынуждены были считаться с вечем — собранием горожан, возглавляемом местными вечевыми выборными. В редких случаях, когда новгородцам надо было собрать побольше сил для войны, или свержения постылого князя, для подмоги приходили представители новгородских пригородов — Пскова, Русы, Ладоги, и др.. Созывалось собрание звоном колокола. Главная, городская площадь находилась на правом берегу реки Волхова, на Ярославовом дворище, перед Никольским собором. Именно здесь избирали кандидатов на пост Новгорода — архиепископа, которого уже потом избирали жеребьевкой за рекой в кафедральном Софийском соборе. Именно дворищенскую площадь не раз пытались захватить новгородские мятежники — «крамольники», как символ вечевой законности в государстве. Впрочем, город делился на пять районов — концов, в каждом из котором было свое районное вече. Там тоже обсуждались городские и государственные дела и порой кончане являлись на городскую площадь организованной вооруженной толпой, чтобы в духе грубых и лихих средневековых нравов, утвердить свою волю силой.

Вече имело собственную канцелярию с вечевым дьяком и все его постановления городского и государственного масштаба писались на специальных пергаментных вечевых «грамотах» и скреплялись печатями, не уступая по своей силе и статусу какому-нибудь московскому великокняжескому указу. И для московских князей они реально являлись олицетворением новгородской вольности. В XV веке, когда Москва откровенно пыталась покорить вольный город, князья чаяли запретить новгородцам составлять те грамоты, давая понять, чтоб те ничего не решали на вече без их указа. Участвовали в вече все свободные «мужи новгородцы» — главы свободных светских городских семей от бояр до городской «черни» — кузнецов, плотников, гончаров, рыболовов. Поэтому многие революционеры ХIX века идеализировали новгородский строй и считали истинным народовластием, которое, как говорили декабристы, надо не установить, а восстановить в России. А социалист Александр Герцен сделал новгородский вечевой колокол символом своего знаменитого одноименного журнала.

В настоящее время такие идиллические и достаточно поверхностные взгляды все больше вызывают сомнения. Реальная власть на новгородском вече, равно как и на вечевых собраниях других городов Древней Руси — Ростова, Суздаля, Галича, принадлежала представителям местной боярской знати. Еще в XII веке князь Владимир Мономах, желая усмирить непокорных новгородцев, вызвал в Киев всех их бояр, а за особенно мятежный Людин конец арестовал всех его бояр во главе со знаменитым былинным героем Ставром Годиновичем. При создании купеческого торгового суда особо подчеркивалось, чтоб в него не вмешивались и посадник, ни бояре (хотя судом руководил избираемый из бояр новгородский тысяцкий). Просто бояре (равно как и в Галиче) олицетворяли собой реальную власть. А в XV веке все вече, включая бояр, оказалось под властью новгородского совета Господ. И в перспективе новгородское вече, как вече в Полоцке, или аналогичное собрание в Венеции, должно было исчезнуть, так как бояре бы формально отлучили рядовых горожан от государственных полномочий. У всех народов на разных этапах были мирские сходки, но никакие из них не пережили развитого феодализма. В этом смысле, архаичное новгородское вече никак не могло стать залогом будущей демократии. Однако, формальному участию в нем простых горожан удивлялись еще современники. Московский великокняжеский летописец называл вече органом «безыменитых мужиков», а в среднерусской повести XV столетия, Новгород сатирически показан безалаберным городом, где простые горожане «не слушают» знатных. Поэтому, в определенном смысле об относительном демократизме, в средневековом феодальном понимании, говорить, наверное,правильно.

Рабовладельческие порядки

Рабовладельческие порядки
Рабовладение возникло еще в первобытнообщинном строе, причем скорее в неолите, чем в палеолите. В эпоху неолита, то есть позднего первобытнообщинного строя, рабами становились пленные воины, жители захваченных поселений, включая женщин и детей. А в самые древние времена пленных просто не брали. Их либо сразу убивали, чтобы не тратить на них еду, либо их самих обращали в еду.
В Западном мире самое широкое развитие рабовладение получило в Древней Греции и уже чуть позже в древнем Риме.
По подсчетам современных исследователей получается, что на каждого свободного жителя Древней Греции приходилось примерно по 3 раба.
Участь их была незавидной. Пищей рабам была мука, перезревшие винные ягоды и прочие плоды, к тому же подавляющее большинство рабов было заковано в цепи. В первую очередь это касалось рабов, занимающихся земледелием и работающих в мастерских.
Лучше всех чувствовали себя рабы в Афинах. Здесь приезжим не рекомендовалось задевать местных жителей, похожих на рабов, даже случайно, поскольку свободные афиняне и рабы одевались практически одинаково. То есть раба можно было ударить без последствий, но свободного гражданина – нет, и это могло вызвать самые прискорбные последствия.
Класс свободных мастеровых в Древней Греции тоже существовал, но это были в основном главные мастера, хозяева мастерских
Только с помощью рабов в Древней Греции разрабатывались месторождения меди, свинца и других полезных ископаемых, которые использовались в тогдашнем оружейном деле или изготовлении различной домашней утвари.
Раб и в Древней Греции, и в Древнем Риме был совершенно бесправен, и, однако, отношения раба и господина в древнеримском праве регулировались совершенно конкретными, детально разработанными законами, сложность и доскональность которых до сих пор удивляет современных исследователей.
Впрочем, и во рабовладении Древний Рим дошел до вершин морального разврата – поскольку в этом государстве в эпоху его полного расцвета-распада были такие рабы, которые носили золотые ошейники и сами владели рабами.
То есть у них было достаточно средств, чтобы выкупиться на свободу, но они предпочитали сохранять такие взаимоотношения с окружающим миром, которые им больше нравились.
Отдельная и очень позорная страница относится к рабовладельческому периоду в США, примерно с середины XVII века до 1865 года, когда закончилась Гражданская война, в приципе покончившая с рабовладением в Америке.
Произошло это, правда, лишь после того, как в Северную Америку было завезено около 12 миллионов чернокожих рабов из Африки, и эти рабы в течение нескольких столетий непосильным трудом в сельскохозяйственном и промышленном производстве создали мощную базу для дальнейшего процветания захватившей их страны.
Интересно, что в свое время чернокожими рабами в Америке владели даже индейцы. Обычаи рабовладения они переняли, разумеется, у «бледнолицых». Считается, что положение чернокожих рабов у индейцев было значительно лучше, чем у белых. К тому же в результате этих контактов понародилось множество новых детей с самыми интересными оттенками кожи и строением лиц.
Существуют ли рабы в настоящее время?..
К сожалению, да.
То и дело пресса пишет о сексуальном рабстве, когда где-нибудь в Израиле или даже в «цивилизованных» европейских странах полиция находит подпольные бордели и публичные дома, где женщины даже не продают себя, а просто отдают бесплатно буквально за тарелку какой-нибудь баланды.
Да и участь рабочих-мигрантов на некоторых стройках и на рынках не очень сильно отличается от участи рабов.
Когда рабовладению придет полный конец?
Ну, видимо, тогда, когда люди научатся уважать права друг друга.
Произойдет ли это когда-нибудь?..