Речь идет прежде всего об эпохе сразу после окончания Второй мировой войны, и примерно до середины 1950-х годов. Кинотехнологии везде в мире в это время были примерно на одном уровне, но кино в разных странах делали разное и по-разному.
В СССР то время было тяжелое, для большинства народа полуголодное и бедное, потому что очень много сил уходило на восстановление страны. Поэтому походы в кино были очень популярным средством отвлечения от суровой реальности и развлечения. Цены на билеты были маленькие, в кино ходили часто и по многу раз на одни и те же фильмы.
Правда, в те годы советский кинопрокат получил некоторые послабления, и по всей стране шли фильмы, которые назывались «трофейными». Это и в самом деле были несколько немецких оперетт с незамысловатым сюжетом, и, в то же время, это были американские фильмы, снятые еще до войны, которые в то время в кинотеатры Советского Союза не попали. Среди них, к примеру, были «Серенада Солнечной долины», «Тарзан» и другие.
Порадовав зрителей, эти фильмы к концу 1940-х годов из советских кинотеатров незаметно исчезли.
Ну а в самих США в это время очень популярными были разного рода мюзиклы, мелодрамы и гангстерские фильмы. На территории США войны не было, восстанавливать им ничего было не надо, наоборот – страна буквально лопалась от благоденствия и самодовольства, и американцам очень приятно было посмотреть на свое процветание еще и со стороны. И на киноэкранных гангстеров 20-х и 30-х годов зрители также могли смотреть без прежней опаски.
В это же время, по контрасту, в Америке снимали много фильмов в жанре «нуар» — то есть мрачных детективов и триллеров. Это вполне объяснимо – на фоне благоденствия, когда вокруг все хорошо и безопасно, кинозрители были не прочь время от времени пощекотать себе нервы.
Но не более 2-х часов! И только в кино! Ни в коем случае не в реальной жизни! Личный комфорт и безопасность для американцев всегда были самыми главными святынями в жизни.
В это же время в Америке, впрочем, снимались и серьезные, реалистичные фильмы, в которых начала блистать еще совсем молодая Элизабет Тейлор. Фильм «Место под солнцем» 1951-го года с ее участием был очень хорошо принят и публикой, и критиками.
Ну а в СССР самым знаменитым послевоенным фильмом, причем снятым полностью своими силами и на цветной пленке собственного производства (Шосткинского комбината) стал фильм «Кубанские казаки» 1949 года.
Конечно, можно назвать этот фильм малореалистичным. Сияющие лица, отсутствие серьезных конфликтов, столы, ломящиеся от разнообразных блюд… И, в то же время, этот фильм очень понравился зрителям, и до сих пор нравится.
В нем ведь показана искренняя человеческая любовь, пусть и в сказочном окружении. А, самое главное, этот фильм показал людям реализацию их мечты о лучшей человеческой жизни, той самой, которую они строили вот сейчас и которая обязательно должна была наступить уже в самом ближайшем будущем.
А еще в «Кубанских казаках» звучит прекрасная музыка и песни композитора Исаака Дунаевского, самую знаменитую из которых, «Ой, цветет калина», народ и сейчас с удовольствием поет хором во время семейных праздников и застолий.
Архив за день: 15.03.2012
Эпоха массовых коммерческих журналов
Речь идет о начале прошлого века, когда такие журналы в массовом порядке издавались в странах Западной Европы и особенно в США. В СССР, за наглухо закрытый «железный занавес» они не проникали, и жители нашей страны о них практически ничего не знали.
Точнее, знали – но только до революции 1917 года, поскольку такие журналы начали издаваться уже в самом конце XIX века.
Само их возникновение пришлось на то время, когда, уже при всеобщей грамотности населения западного мира, у народа было намного меньше домашних развлечений, нежели имеется сейчас.
Кино, театр, цирк, ярмарки, а также балы и вечеринки – это были интересные развлечения, но ради них нужно было куда-то идти или ехать.
А маленький журнальчик с занимательными историями всегда можно было взять с собой, почитать по дороге на работу в трамвае, или дома после работы, затратив на покупку этого чтива сущие копейки.
В Америке такие журналы назывались pulp-magazines. Термином «pulp» называлась самая дешевая бумага, производимая из маклатуры и всякого другого барахла. Использование такой бумаги как раз и позволяло серьезно удешевить издание этих журналов.
Их издатели выигрывали на больших тиражах и маленьких, к тому же разовых, гонорарах авторам. Авторы, конечно, были не очень довольны этим обстоятельством, но куда им было деваться?
В pulp-журналах издавались рассказы только самых «легких» жанров – приключения, детективы, фантастика, ужастики, мистика и тому подобное. Соответственно, и от авторов не требовалось слишком высокого качества произведений и тщательной отделки текстов.
Быстро написал, быстро получил гонорар, быстро увидел свое «нетленное» произведение опубликованным – и будь доволен! Пиши дальше!
Впрочем, были среди авторов таких журналов и очень талантливые люди. Например, «папа» капитана Блада Рафаэль Сабатини свой литературную карьеру начинал именно с публикаций коротких приключенческих рассказов в pulp-журналах.
Эрл Стэнли Гарднер, Эдгар Райс Берроуз тоже «отметились» в таких журналах, и, уже чуть позже, ближе к 1940-м годам, там же начали публиковаться Роберт Шекли, Клиффорд Саймак, Айзек Азимов и многие другие очень известные в дальнейшем писатели-фантасты.
В начале своей литературной карьеры все они были еще совсем молодыми, и уже в зрелом возрасте вспоминали эпоху pulp-журналов как самое счастливое время в своей жизни.
Тот же Роберт Шекли писал свои рассказы очень быстро на пишущей машинке, и тут же развозил по разным редакциям на мотороллере, будучи сам себе и писателем, и курьером.
Но куда же подевались pulp-журналы после 1950-х годов?
А их «скушало» телевидение, которое тогда активно развивалось и начало увлекать народные массы доселе неслыханными и невиданными развлечениями – спортивными репортажами, разными шоу, кинофильмами и сериалами.
Все ученые слепы
Много лет считалось, что в клетках человеческих тканей насчитывается 48 хромосом, что подтверждалось сверхточными фото и сверхтонкими исследованиями. В 1953 году было доказано, что их 46. Самое смешное, что доказано не только новыми исследования, но и анализом старых исследований и фото. История культуры, науки и техники изобилует примерами научно-практической слепоты. Причем поражены ею бывают не только простые граждане, что более чем объяснимо и простительно, но и самые крупные авторитеты науки.
Наиболее древний и наиболее известный пример – библейский Ной. И правда, строительство океанского корабля вне океана параллельно со сбором настоящего зоопарка вызывало у окружающих некоторое недоумение. Ладно, Ной – персонаж мифический, к тому же, дошел до своей знаменитой идеи не своим умом. Но сколь часто вещи и процессы, не просто очевидные, а без которых немыслима современная жизнь, при своем появлении воспринимались как курьезы и пустая трата времени, забава для чудаков. Пионеры авиации довольно долго считали ее уделом спортсменов и забавой богачей. Перевозка людей и грузов с помощью авиации казалась им совершенно недоступным свойством. Энштейн сомневался, что атомная энергия станет доступной человечеству. С ним был солидарен и Петр Капица, за 16 лет до запуска (кстати в СССР) первой атомной электростанции считавший, что для выделение пригодных для ядерной реакции изотопов урана надо потратить намного больше энергии, чем выделится при эксплуатации. Люмьер крайне скептически отзывался о звуковых фильмах, а его брат не видел в кино ни малейшей коммерческой перспективы. Сам Эдисон, после демонстрации собственной системы звукового кино отзывался о нем как о интересном курьезе, никогда не вытеснящим «обычное» (!) кино. Изобретатель радиолампы Форест, вполне представляя себе техпроцесс создания телевидения – считал что на разработку этой идеи не стоит тратить время. Кстати, во что выродилось телевидение – так не так уж он оказался и неправ.
Современная научная жизнь так же не способствует «прозрению». Более того, немало идей скупается не для продвижения – а для торможения прогресса – потому что из существующего положения дел не извлечены еще некоторые денежки. Система патентования тоже далеко не стимулирует научное развитие и незамутненный взгляд на мир. Тем почетнее прорваться сквозь тернии к звездам. Тем больше заслуженной славы будет тем, кто воплотит в том или ином проявлении старые инженерные девизы: «подвергай все сомнению и критическому анализу», «Считай невозможное – лишь временным явлением». Дерзайте по новому глядеть на мир, вполне возможно, это прославит ваше имя. К тому же, миру грозят большие опасности. Он остро нуждается в совершенно нестандартных и остроумных решениях, причем в приложении абсолютно ко всем отраслям человеческой жизни. Чем раньше они появятся – тем легче человечеству будет пройти через череду жесточайших кризисов. А если незамутненный взор станет достоянием многих – их удастся избежать.