Архив за день: 02.11.2011

Над чем смеетесь, господа?..

Над чем смеетесь, господа?..
Эту фразу произносит, как известно, Городничий в бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В ней над Городничим сильно посмеялись, и ему стало обидно. Вот он и дал понять всем остальным: сами, вы мол, дураки!
А не было бы у людей чувства юмора, то они и не смеялись бы.
Этого чувства нет только у низших животных, а у высших оно есть, и проявляется прежде всего в поведении, потому что улыбаться и смеяться животные не умеют.
И если у животных юмор ситуационный, поведенческий, то у людей он очень часто бывает социальным, в своеобразной форме выражая ощущения людей от жизни в тех или иных обстоятельствах.
К примеру, так называемый юмор абсурда зародился в Англии на рубеже XVIII-XIX века как ответ на прессинг разных общественных условностей и «приличий».
Самым ярким выразителем юмора абсурда уже в середине и второй половине XIX века стал английский художник и писатель Эдвард Лир, сочинивший множество так называемых лимериков, то есть шуточных одностиший определенного размера. Вот, например:

Один старикан из Перу,
Себя не найдя на пиру,
Покинул свой дом,
И с диким котом
Вопил целый день о Перу!

Глупость, в общем, несусветная. Но смешно!
Юмор абсурда и даже сатира абсурда чуть более чем через сто лет получила яркое развитие на советской эстраде.
Здесь его великолепным выразителем стал поэт-пародист Александр Иванов, который вел ТВ программу «Вокруг смеха», а также Михаил Жванецкий, который в этой программе очень часто выступал.
Тогда о многом прямо сказать было нельзя, и эти двое юмористов-сатириков говорили о том же самом иносказательно.
Удивительно, что слушатели понимали весь этот перевернутый юмор, а на советском телевидении на его основе даже снимались целые фильмы.
Был многосерийный фильм «Люди и манекены», где множество героев и ситуаций изобразил Аркадий Райкин, был фильм на основе миниатюр Михаила Жванецкого. В том фильме все сценки исполнили Роман Карцев и Виктор Ильченко. Ну а «Вокруг смеха» — это был тоже, в общем-то, целый юмористически-сатирический сериал. Очень высокого класса.
Не зря же в «Вокруг смеха» ни разу не выступил Евгений Петросян. Он очень просился. Не пустили. И правильно сделали. Евгений Ваганович — человек удивительно пошлый, склонный к самому примитивному юмору совсем, совсем ниже пояса.
Достаточно посмотреть хоть разок «Кривое зеркало», чтобы в этом убедиться.
Но на нашей современной сцене все-таки и сейчас есть очень неплохие юмористы. Например, всем известные два Владимира из Украины – Данилец и Моисеенко. Они, правда, тоже выступают в «Кривом зеркале», но при этом способны и на много более тонкий юмор, что и демонстрируют постоянно.
Ведь самый главный парадокс юмора заключается в том, что каковы мы сами – таков и наш юмор.
А вовсе не наоборот, как многие ошибочно полагают.

Гладиаторы или циркачи?

Гладиаторы или циркачи?
В современную эпоху большой спорт – это, прежде всего, очень большие деньги. Каждый из великих спортсменов – это, само собой, великая личность и все такое, но с точки зрения Большого Спортивного Бизнеса, они являются только инструментами, посредством которых реализуется множество самых разных бизнес-проектов.
Тут и продажи спортивной экипировки, и реклама, и прямые доходы от продажи билетов на соревования, и туризм, и производство специального питания для спортсменов, и «желтая пресса», которая тоже хочет оттяпать от этого грандиозного пирога свой кусок…
В общем, большой спорт – это всегда большой шум и большая грязь. В том числе и в человеческих отношениях. Потому что там, куда ни ткни – все завязано на деньги.
Деньги.
Деньги.
И еще раз деньги.
Это – в современную эпоху.
А как насчет античности?
Как там у них все было в Римской империи?..
По сравнению с нынешней эпохой у них там все было очень спокойно, можно сказать, по-деревенски.
Телевидения не было, прессы не было, фабрик по производству спортивной экипировки не было, наркотики уже были частично открыты, но широко не использовались, о допингах никто и понятия не имел.
В общем, далеко было римлянам до большого спорта!
Но деньги они считать умели тоже очень хорошо.
Конечно, Колизей строили рабы, им зарплату, суточные и командировочные можно было не платить. Но кормить-то их все равно надо было! Чтоб они могли нормально работать. И одевать во что-нибудь тоже надо было. Все-таки даже в те невинные времена римские люди совсем голыми не ходили.
А чтобы купить рабам еду, ее надо было где-то взять – вырастить, поймать, купить, приготовить. И за все это надо было платить.
Так что Колизей даже при рабском труде встал римлянам в солидную древнеримскую копеечку.
То же — касательно труда гладиаторов. Именно труда, потому что любая боевая или спортивная схватка, особенно если она происходит на полном серьезе – это очень большой труд.
И профессионалы, которые могли делать этот труд качественно, стоили очень дорого. Их же надо было подготовить, натренировать, дождаться, пока они наберутся опыта, и станут интересны публике, которая будет ходить в Колизей и другие цирки на гладиаторские представления регулярно, и приносить организаторам представлений что?..
Деньги!
Так что очень маловероятно, что на самом деле гладиаторы бились насмерть.
На самом деле они были не бесправными рабами, не разовым расходным материалом, а уважаемыми спортсменами и артистами, вокруг которых крутился древнеримский цирковой и спортивный бизнес.
Бизнес – он во все времена бизнес…