По официальной классификации этот огромный лесной зверь с мощными рогами является парнокопытным млекопитающим и самым крупным видом семейства оленей. Обычная корова – тоже парнокопытное млекопитающее, но считать ее оленем или хотя бы антилопой воображение никак не поворачивается!..
Длина тела взрослых самцов лосей достигает 3 метров, высота в холке – 2,3 метра, а весить они могут от 250 до 600 килограммов. Рога есть только у самцов, у самок рогов нет.
Лоси до сих пор широко распространены по всей нашей стране, от европейской части до самого Дальнего востока, в лесной и лесостепной зоне.
Природа хорошо приспособила лося к жестким условиям жизни в суровом климате, поскольку все его тело покрыто густой грубой шерстью. На верхней стороне шеи и холке более длинная шерсть образует гриву, а покрытая шерстью складка кожи на горле образует так называемую «серьгу».
Вид лосей включает 6 подвидов, из которых 4 живут на территории России, и 2 – на территории Северной Америки и в Канаде.
В лесах лоси держатся поодиночке или небольшими группами. Кормятся травами, мелкими ветвями кустарников, лишайниками и грибами. Летом взрослый лось может съесть за день до 35 килограммов такого корма, а зимой всего лишь 12-15 килограммов. Надо учесть, что зимой в дневном рационе будут преобладать как раз ветки, да еще и замороженные. Так что лось должен быть очень крепок телом, чтобы выжить на таком корму!
Для маленьких лосят и молодых лосей очень опасными врагами являются росомахи, волки, медведи, хотя со взрослым здоровым лосем даже эти хищники связываться будут только с очень большой голодухи. Уж очень мощные у лося рога и копыта! А во время гона лось может быть опасен и для человека.
Однако человек всегда старался приручить и одомашнить это мощное животное.
И, судя по некоторым историческим свидетельствам, это и в самом деле произошло 4-5 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, на которых лоси изображены вместе с другими домашними животными.
Однако лось, как домашнее животное, не выдержал конкуренции с коровами, овцами, лошадьми, которые были проще в обращении, хотя для них и приходится заготавливать корма. В этом плане лось выгодно отличается от обыкновенных домашних животных, поскольку способен питаться тем, чем они питаться не могут. К тому же лосям не нужны защищенные от непогоды фермы.
Так что в современной истории вновь предпринимаются основательные попытки одомашнить лося.
Тут очень важен такой природный механизм, как «запечатление». Новорожденный лосёнок очень хорошо запоминает того, кого он увидел первым. И если это будет человек, то лосята вырастают уже без страха перед человеком. Прикормленные и привыкшие к людям лосихи могут приносить лосят уже в двухлетнем возрасте, и не по одному, а по два, тогда как в дикой природе лосихи беременеют позже на полгода-год и приносят за один раз только по одному лосенку. Да и выкармливание лосят материнским молоком в домашних условиях продолжается до полугода, тогда как в условиях дикой природы этот период длится не более 2-3 месяцев.
Конечно, сейчас, в машинно-тракторную эпоху, одомашнивание лося уже не так актуально для человека, и все-таки лучше заботиться об этих животных, чем просто охотиться на них.
Архив за день: 16.08.2011
Откуда взялись песни
Самая первая песня на земле родилась, скорее всего, из крика. Скорее всего, был приятный теплый денек в самый разгар ледникового периода, и у самого первого певца, рядового неандертальца, было хорошее настроение. Возможно, обед у него был особенно насыщенный, из очередного упитанного мамонта. Или знакомая неандерталиха ответила наконец-то согласием. Или, если этот неандерталец уже был обременен семьей, у него наконец-то появился долгожданный наследник.
И захотелось этому вполне обычному неандертальцу совершить что-нибудь необычное, хотя на ум ничего не приходило. И неандерталец открыл рот и завопил что есть мочи. От избытка чувств!
Надо полагать, что первобытные люди и раньше вопили, по разным причинам, от избытка разных чувств, но только в этот раз в крике их соплеменника вдруг явственно послышалось нечто новое.
Это была самая первая на свете мелодия!
Слов у нее пока не было. У них, у неандертальцев, судя по всему, вообще был ограниченный запас слов. Они также ничего не знали о рифме, стихотворном размере, ритме, и гармонии. Это все было изобретено значительно позже, не говоря уже о нотной записи.
Но с той самой первой песни с мелодией без слов и началось развитие народного песенного искусства.
Именно так все и было, можно в этом нисколько не сомневаться!
Все, абсолютно все виды и направления искусства, даже самые «элитарные», начинались как народные. И профессионализм в искусстве вырос из непрофессионализма, поскольку другого пути просто не было.
Хотя, конечно, даже в самом первобытнообщинном строе появлялись свои гении искусства. (И науки, разумеется, хотя о науке мы сейчас не говорим.)
Эти первые гении создавали первые песни и саги, подбирали рифмы, открывали законы ритма, стихосложения и музыкальной гармонии.
И постепенно, с течением веков и эпох, произошел парадокс. Народное пение, или просто пение от души, от избытка чувств, мы постоянно слышим и сейчас, особенно у родного подъезда, особенно в ночное время, но для того, чтобы такое пение выглядело совершенно естественным в кино или театре, оно должно быть сделано как можно более профессионально.
Возьмем фильмы о войне. Кругом все горит, полыхает, стреляет, взрывается, и вдруг наступает тишина. Тут же герой фильма берет гармошку, балалайку, гитару и начинает петь что-нибудь задушевное. И выглядит это совершенно естественно, так, как и должно быть!
Или на экране разворачивается очень, очень серьезная и даже драматическая история о любви. Зал сидит, затаив дыхание. И в самый кульминационный момент герои начинают петь, и это опять-таки выглядит совершенно естественно.
А все потому, что сделано профессионально. Профессионализм ничуть не отменяет естественности. Наоборот, совсем наоборот!..
Поэтому, когда очередной «маг-недоучка» загружает в свой компьютер супернавороченную музыкальную программу, надеясь с ее помощью на «раз-два» создать шедевр, он сильно заблуждается.
Это ведь самый первый певец-неандерталец еще мало что знал и умел. А сейчас настоящему музыканту надо знать и уметь очень, очень многое.