Эта история произошла, и, собственно, продолжает происходить на самом деле. Один еще молодой человек, назовем его условно Дмитрием, живет в одном городе с женой Ольгой. У них есть сын Вася, восьми лет от роду, ученик второго класса.
А в другом городе живет женщина по имени Светлана, у которой есть дочь Вика, четырех лет от роду. Вика, разумеется, в школу не ходит, а посещает детский сад, потому что Светлана считается мамой-одиночкой, и ей надо работать.
Так вот, Вика – дочь Дмитрия.
Ольга знает и о Светлане, и о Вике. Дмитрий работает в крупной компании руководителем одного из отделов, и довольно часто ездит в командировки по другим городам. Не реже одного раза в месяц он бывает и в том городе, где живут Светлана с Викой. Когда он едет туда, Ольга передает для Вики подарки, а для Светланы – приветы, хотя лично Ольга и Светлана никогда не встречались.
Вика знает, что Дмитрий – ее папа, и всегда очень рада его приездам. Ей бы хотелось, чтобы папа приезжал почаще, но она знает, что у него такая работа, что почаще он приезжать не может. Вика принимает это как данность.
А получилось все это следующим образом: Дмитрий с детства считался тихоней и «ботаником». Но изгоем в своем классе он тоже не был. Он окончил школу, окончил с отличием университет, устроился в ту самую компанию, в которой работает и сейчас, и неожиданно для всех и даже для себя самого сделал там быструю карьеру.
Ольга, наоборот, была заводилой и «звездой» класса. Сразу же после школы она вышла замуж за своего сверстника из другого класса, который устроил ей такую «веселую» семейную жизнь, что она вытерпела с ним только два года, и вернулась к папе с мамой. И, встретившись однажды опять с Дмитрием, который тогда был студентом, она вдруг увидела его как будто другими глазами, сумев разглядеть в нем то, чего не видела раньше. И этот взгляд дал им обоим такой толчок, что вскоре они поженились, и у них родился Вася.
Нет, Ольга не прилагала каких-то специальных усилий, чтобы продвинуть по службе своего мужа-рохлю, как это пытаются делать другие женщины. Во-первых, Дмитрий вовсе не является рохлей. Он продвинулся по службе сам, поскольку он человек очень профессиональный, основательный и ответственный. Но, во-вторых, Ольга все-таки очень положительно повлияла на Дмитрия даже своим присутствием рядом с ним в качестве любимой и любящей женщины.
Ну а со Светланой Дмитрий познакомился во время одной из командировок, поскольку Светлана является сотрудницей той фирмы, в которую и приехал тогда Дмитрий.
Сложно понять, как же так случилось, что Дмитрий и Светлана на третий день знакомства оказались у нее дома, да еще и в одной постели, в которой и зачали Вику.
Светлана позвонила Дмитрию через полтора месяца и сообщила, что она беременна. Она сказала, что безумно рада тому, что у нее будет ребенок, что ни на что не претендует и ничего у Дмитрия не просит, потому что ни в коем случае не желает разрушать его семью. Но не сказать Дмитрию о своей беременности она тоже не могла. Светлана была глубоко убеждена, что скрывать этот факт от Дмитрия она просто не имела права.
То есть Светлана повела себя совершенно адекватно ситуации.
А вот Дмитрий повел себя «неадекватно». Другой бы постарался всячески скрыть связь на стороне от жены, да еще с такими последствиями. А Дмитрий в тот же вечер все рассказал Ольге, попросив у нее прощения за случившееся.
Ольга, к собственному своему удивлению, приняла это известие совершенно спокойно и глубоко задумалась. Нет, она не могла «отпустить» мужа к другой женщине. Да та женщина ведь и не собиралась забирать у нее мужа. И Дмитрий не собирался уходить к ней насовсем.
Но бросить зачатого ее мужем ребенка Ольга тоже не могла. Почему-то именно об этом будущем ребенке она думала больше всего.
Вот потому она и сказала мужу следующее: «Ну, что ж… Оказывается, такое бывает и с бывшими «ботаниками»! Что же тут делать?.. Будем жить дальше!»
И они живут.
У меня есть сильное подозрение, что вся эта история произошла из-за Вики. Ей хотелось родиться именно у этой мамы, и обязательно от этого папы!
Может быть, эта причина кажется невероятной, но только ею можно все объяснить.
Многое в этом мире можно объяснить только такими причинами…
Архив за день: 27.02.2011
Природосообразность и последовательность
С тех пор, как в нашей стране появился и бурно развивается рынок образовательных услуг, с каждым годом появляется все больше новых «педагогических методик» и «авторских школ».
Мне всегда бывает и смешно и грустно, когда я читаю очередное рекламное воззвание какой-нибудь из таких школ.
Смешно и грустно от того, что в 99,9% этих «авторских методик» и «авторских школ» нет ничего авторского, то есть чего-то абсолютно оригинального, особенного, придуманного от нуля. Нет, да и быть не может, поскольку все эти «школы» и «методики» базируются все на той же педагогической системе одного из гениев эпохи Возрождения, Яна Амоса Коменского.
На этой системе, собственно, базируется образование во всех странах, во всем мире.
Ян Амос Коменский родился в 1592 году в городе Нивница, Южная Моравия, то есть Чехия, умер в 1670 году, в Амстердаме, Нидерланды. По своему значению для всего человечества – тут без всякого пафоса – Коменский стоит в одном ряду с такими титанами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Сервантес, Лютер и другие.
А все потому, что именно Ян Амос Коменский первым в мире открыл основные педагогические принципы обучения, образования, развития, и первым привел их в стройную систему.
Основными педагогическими принципами, по Коменскому, являются:
— природосообразность;
— наглядность;
— последовательность;
— сознательность;
— посильность;
— прочность;
— систематичность.
Очень просто и естественно, не правда ли? Достаточно немного вдуматься в значение каждого из этих понятий, и все сразу становится на свои места.
Но в том-то и штука, что до Коменского это «все» на своих местах отнюдь не стояло!
Школы, конечно, были, но детей в них собирали без всякого учета возрастных различий. В одном классе, например, могли быть собраны и младшие, и старшие, при том, что учебных планов и даже самого понятия «учебный год» просто не существовало.
Вот тогда школы точно были «авторскими»! То есть каждый учитель строил свою работу как индивидуальный автор. Как хотел, в общем, так и строил, не особо задумываясь над принципами.
А еще в ту эпоху существовало очень стойкое убеждение, что образование и воспитание школяров должно быть обязательно связано с принуждением и даже насилием. На видном месте в каждом классе всегда был пучок розог, которые учитель «пускал в ход» при всяком удобном и неудобном случае.
Ян Амос Коменский был категорически против насилия, хотя отстаивал порядок и естественность.
Именно он ввел в педагогическую практику понятие учебного года, именно он создал классно-урочную систему как таковую. И, между прочим, именно Ян Амос Коменский самым первым в мире написал пособие и по семейному воспитанию. Называется оно «Материнская школа».
По Яну Амосу Коменскому, школа в самом широком значении подразделялась на такие этапы:
— от рождения до 6 лет – материнская школа, то есть воспитание детей в семье под руководством матери;
— от 6 до 12 лет – школа родного языка;
— от 12 до 18 лет – латинская школа, или гимназия.
И еще Ян Амос Коменский считал, что в каждом государстве должна быть академия, где молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет могут получать высшее образование.
В одной маленькой статье невозможно описать все достижения Коменского в деталях. Но посмотрите вокруг!
Что бы ни происходило со школой, сама практика жизни вновь и вновь доказывает, что педагогическая система, созданная Яном Амосом Коменским, по-прежнему является и живой, и современной, и перспективной!
О диете. Часть 2. Психологическая сфера
Опорной точкой в психологическом «окружении» диетологии должно являться понимание, что диета – не формально и ненадолго сброшенные «…цать килограммов». Суть диет – здоровое и комфортное существование. Задача, иметь более здоровый вид, больший жизненный тонус, лучшее настроение. И уже на этом фоне и с таким настроем браться за уменьшение граммов и килограммов.
Если даже, женщины хорошо знают этот феномен, качество прически во многом зависит от настроения во время стрижки, то вопросы, связанные с пищеварением – зависимы от настроения многократно более. Недаром язва желудка имеет первую и главную причину в виде нервного перенапряжения. Работа практически всех систем внутри человека нуждается в нервном стимулировании. Соответственно, без психологической настройки почти бесполезно надеяться на успех в серьезном видоизменении собственной комплекции. Естественно, невозможно получить точную таблицу взаимозависимости настроения и разных видов физической нагрузки, режимов питания. Зато у каждого человека есть границы комфортности. Что по подвижности, что по аппетиту, что по терпению и настойчивости, что по вкусовым предпочтениям. Смертельно опасно лезть в воду, не умея плавать. Не так опасно, но тоже неумно лезть улучшать себя, с трудом и крайне приблизительно представляя свои желания и возможности.
Поэтому, важнейшим элементом диеты должно стать ее психологическое обеспечение.
Цель диеты – ради чего она затеяна. Сколько в ней улучшения самочувствия, сколько хвастовства перед знакомыми. Сколько пользы для имиджа. И так далее. Более чем вероятно – диету придется радикально (!) корректировать и дополнять целым комплексом дополнительных затрат и усилий. От цели идут и успехи. Именно они придадут новые силы или разочарования или – понимание, что и где нужно убавить, добавить или видоизменить.
Очень важно иметь несколько взаимосвязанных целей диеты и массу промежуточных финишей при достижении каждой. И с точки зрения общего успеха и с точки зрения переключения между задачами – своеобразного «отдыха» от прилагаемых усилий. И с точки зрения обмана собственного организма, вполне комфортно расположившегося «на текущих позициях» и совершенно не настроенного на перемены. Гнуть себя всегда разумнее чем ломать.
Средства поощрения себя за успехи. Можно сколько угодно говорить о унизительности дрессировки, но «самодрессура» — наиболее эффективный способ добиться успеха в диете. Раз так, то без стимулирования успехов и определенных наказаниях за отсутствие должного усердия не обойтись. Тут есть где разгуляться собственной фантазии, главное чтобы поощрения и наказания следовали с неотвратимостью вращения Земли.
Самое главное, раскрутить механизм диеты и аккуратно добавлять в него энергию. Тогда организм втянувшись в работу начнет сам требовать нагрузок. И то, что поначалу было неинтересно, тяжело, невозможно – вдруг станет вполне приемлемо и желаемо.
Ведь когда мы говорим о гармонии существования, она проявляется психологически и невозможна в отрыве от психосферы человека. Изменив ее мы неизбежно начинаем менять все остальное.
Сыновья одиноких матерей: два в одном?
Мир полон одиноких матерей. Женщины рожают детей «для себя», не выходя замуж – в основном, когда не повезло найти единственного, или он нашелся, но увы, женат, или из-за стремления сначала сделать карьеру, а уж затем «обременять» себя семейной жизнью – зачастую потом женщины оказываются в ситуации, когда годы уходят, а подходящего мужа так и нет, и неизвестно, когда будет, и еще немного, и рожать станет поздно. Еще одна категория одиноких матерей – женщины разведенные. И, конечно, вдовы – к сожалению, статистика неумолима, и продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин.
К сожалению, весьма нередко случается, что такая одинокая мать начинает рассматривать сына как единственного мужчину в своей жизни, одновременно и сына, и мужа. Нет, ни о каком инцесте и речи нет, это определенное состояние психики: сын представляется не только ребенком, но и «собственным мужчиной», которого, увы, не имеется в наличии.
Чаще всего подобный перекос сознания происходит с вдовами, особенно если брак был удачным. Все, что осталось у женщины после этого брака – сын. И на него, конечно, выливается вся любовь – и любовь к собственному ребенку, и уже невостребованная любовь к мужу. При этом, женщине необходим собственный мужчина, муж, она привыкла к состоянию замужества, но любовь к покойному мужу не позволяет даже подумать о новом браке. А сын под рукой. Собственный мужчина, которого не может отнять смерть.
Почти так же мыслят женщины, родившие ребенка «для себя»: сын – это собственный мужчина. Пусть не досталось собственного мужа, но все же собственный мужчина есть. И уж он-то никуда не денется.
Для разведенных женщин сын – собственный мужчина, которого никто не отнимет. Особенно этим страдают «брошенки». И общая идея, застревающая буквально на подсознании: сына не сможет отнять никакая разлучница.
Ситуация усугубляется еще и тем, что хорошие сыновья обычно принимают на себя все мужские функции в семье (за исключением, конечно, чисто физиологических).
Казалось бы – ничего страшного. Но на самом деле здесь скрыта огромная проблема. Особенно остро эта проблема проявляется, когда сын, еще вчера маленький, «вдруг» вырастает и начинает проявлять интерес к противоположному полу. И даже собирается жениться!
Для многих одиноких женщин это настоящий шок. «Ее мужчина» собирается уйти к другой! И начинается давление на сына: «не рановато ли тебе жениться?», «погулял бы еще, молодой, может, и получше кого встретишь», «она тебе не пара – образования нет, семья неподходящая»… и т.д. и т.п. Причем, мать искренне убеждена, что она действует из самых лучших побуждений, исключительно в интересах сына. Но в результате лишь увеличивается число старых холостяков, которые, вроде, и не против брака, и очень даже за, но все никак не могут встретить «подходящую женщину». А если разобраться, то выяснится, что «подходящей женщины» нет вовсе не для старого холостяка, а для его мамы.
Если же сын все же женится, несмотря на все материнские ухищрения, начинается аккуратное подтачивание его брака. И невестка не так смотрит, и хозяйка она плохая, и дети какие-то неправильные (плохое воспитание невестки сказывается!) и так далее, до бесконечности. Простейший ход: сын берет обед с собой из дому, преданная мать каждое утро встает ни свет ни заря, готовит «ссобойку», вручает ее сыну, невестке при этом говорится, что не стоит беспокоиться, мать уже сколько лет готовит эти «ссобойки», она уже привыкла, да и тяжело сидеть вообще без дела, а через некоторое время выясняется, что невестка – полная дрянь, лентяйка, которая о собственном муже элементарной заботы не проявляет, вот даже несчастную «ссобойку» сделать не может, и мать (старая и больная – даже если не старая и абсолютно здоровая, то декларируется обратное) вынуждена все делать сама. И это только один вариант, как испортить отношения между сыном и невесткой. А таких вариантов не перечесть.
Не всегда помогает даже раздельное проживание. Ведь одинокую, «всеми покинутую» мать нужно регулярно навещать, ей необходима помощь. А даже если в помощи нужды нет, то не волнуйтесь – повод будет изобретен. И вот уже свежеиспеченный муж оторван от жены, которая, естественно, обижается. Выходя замуж, она не рассчитывала, что на первом месте окажется свекровь. И что ради свекрови будет заброшена и она сама, и дети.
Результатом подобных материнских маневров обычно оказывается развод. Сын возвращается к матери – вот оно, торжество справедливости! «Собственный мужчина» опять в доме!
А ведь таким образом матери собственными руками калечат жизнь своих детей. Замечу – любимых детей! Им бы немного задуматься, понять, что сын – это ребенок, но отнюдь не «собственный мужчина». В некоторых случаях для осознания подобного требуется вмешательство профессионального психолога. Но результаты обычно обнадеживающи. Решить бы вопрос, а там, глядишь, и разводов стало бы поменьше, и счастливых людей побольше.