Архив за день: 10.02.2011

Сияющие глазки Ширли Темпл. Часть 2

Ширли Темпл с 30-х годов прошлого века, и по сегодняшний день является самой известной киноактрисой-ребенком в истории мирового кинематографа.
Сияющие глазки Ширли Темпл. Часть 2
До 10-летнего возраста она снялась более чем в 70-ти кинофильмах! Можно только представить себе, какая это была нагрузка на ребенка! Но ее родителей это, судя по всему, ничуть не смущало. Очевидно, для папы, сотрудника банка, это являлось «хорошим вложением капитала», а мама так и вообще откровенно стремилась заработать с помощь дочери как можно больше «зеленых».
По разным данным, общий доход Ширли Темпл от участия в разных фильмах составляет около 3-х миллионов долларов. Для 30-х годов прошлого века – просто грандиозная сумма!.. Что сделали родители Ширли с этими деньгами – совсем отдельный вопрос. Мы ответа на него не знаем, и можем только предполагать, каким он является.
Само собой, постоянно участвуя в съемках, Ширли не могла посещать обычную школу. На это у нее просто не было времени. Да и вообще не было времени на то, чтобы просто учиться, как положено детям в этом возрасте, хотя Голливуд подарил семейству Темпл большой дом, в котором был оборудован целый учебный класс для одной Ширли.
Пожалуй, это был такой акт самооправдания голливудских боссов перед собственной совестью. Ведь выбор, который они вместе с родителями Ширли сделали за нее, был совершенно однозначным: кино и бизнес!
Фактически во всех фильмах 30-х годов маленькая Ширли играла одну и ту же роль доброго ангела, который несет мир и душевное отдохновение взрослым.
Вот в этом и был, пожалуй, самый главный парадокс большинства фильмов с ее участием – они предназначались в первую очередь именно взрослым.
Ну а для детей было выпущено огромное количество кукол «Ширли Темпл», а также разных игр и книжек. Кроме того, огромными тиражами выходили пластинки с песенками, которые Ширли пела в своих фильмах. Само собой, это тоже принесло немалые барыши взрослым компаниями.
Сияющие глазки Ширли Темпл. Часть 2
При всем при том маленькая Ширли обладала потрясающим актерским талантом! А может быть, у нее в том возрасте было нечто большее, чем талант. Может быть, надо говорить о некоем божественном даре, которым она, с помощью средств кино, щедро делилась со всеми людьми, даже не задумываясь, что кто-то на этом даре наживается.
В 1934 году, то есть в возрасте 6 лет, Ширли Темпл была награждена почетным детским Оскаром – единственная из всех американских актеров-детей за всю историю Американской Киноакадемии.
Это – уже свидетельство высочайшего признания не только зрителей, но и профессионалов кино.
В настоящее время фильмы с участием Ширли Темпл, как и она сама, нисколько не забыты. В англоязычном интернете есть очень много сайтов, посвященных ей, и много фото, и отрывков из ее фильмов. Эти отрывки до сих пор интересно смотреть. До сих пор они затрагивают какие-то особенные, нежные струнки, существующие в душе каждого человека…
23 апреля нынешнего года Ширли Темпл исполняется 83 года. То есть она живет и здравствует, и дай ей бог здоровья пожить подольше! Она это более чем заслужила – ведь в течение своей жизни ей пришлось многое делать заново, и даже саму себя создавать заново. К примеру, впервые вместе со всеми обычными детьми ей пришлось пойти в школу в 14-летнем возрасте. Это уже является большим испытанием для подростка. О чем она, кстати, написала в своей автобиографии, которая вышла в свет в 1988 году. И это испытание, как и многие другие, она прошла с честью – о чем свидетельствует вся ее последующая жизнь.
В зрелом возрасте она не занималась кино. Она стала политическим деятелем. Была, например, представителем США в ООН, послом в африканской стране Гане, начальником протокола в администрации Джеральда Форда, послом в Чехословакии – в 1989 году.
Сияющие глазки Ширли Темпл. Часть 2
Два раза была замужем, дала жизнь троим детям.
Но, как бы там ни было, когда мы смотрим ее фото 30-х годов и ее фильмы – мы вновь и вновь соприкасаемся с большим чудом, которым эта маленькая девочка была и продолжает оставаться для многих, многих людей…

«Бриллианты для диктатуры пролетариата»: два фильма, два мира

По роману Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» фильмы снимались дважды: в 1975 г. (режиссер Григорий Кроманов) и в 2009 г. (режиссер Сергей Урсуляк). И что интересно: один и тот же сюжет, герои говорят одни и те же слова (за небольшим исключением), а фильмы получились совершенно разные. И дело тут вовсе не в различных актерских составах, а – в различных акцентах. Россия 20-х годов прошлого столетия, большевики, эсеры, русская эмиграция, даже воры – все представляется различным образом.
«Бриллианты для диктатуры пролетариата»: два фильма, два мира
Вот любопытный нюанс: в фильме Урсуляка Яков Шелехис – обычный (или почти обычный) вор. Его цель – украсть как можно больше, а затем сбежать с обретенным богатством за кордон. У Кроманова Шелехис предстает несколько с иной стороны. Да, он ворует драгоценности из Гохрана, но почему? Чекист Бокий считает, что причиной является нищее детство, въевшийся глубоко в душу страх бедности, голода, а вовсе не просто банальное желание обогатиться. Кстати, подобный «психологический анализ» хорошо совпадает с портретом Якова Шелехиса, который рисует его брат Федор Шелехис (кстати, этот портрет фигурирует в обоих фильмах): Яков, старший из братьев, заменил в семье отца, вырастил троих мальчишек, помогал им всю жизнь. Такой человек и в самом деле не может быть просто циничным вором, который интересуется исключительно пухлостью своего кошелька. Даже отправка бриллиантов ювелирной фирме Маршана выглядит иначе в обоих фильмах. В фильме 1975 года Яков Шелехис прячет драгоценности в матрешках на глазах у Николая Пожамчи, своего сообщника в Гохране, действует в соответствии с договоренностью между Пожамчи и Маршаном. В фильме 2009 года – все те же матрешки, но Яков Шелехис отправляет бриллианты самостоятельно, через голову Пожамчи (у которого, между прочим, в этой версии нет договоренности с Маршаном, зато имеется соглашение с резидентом немецкой разведки Отто Нолмаром), якобы по давней договоренности с партнером Маршана – создается впечатление, что знаменитый на весь мир оценщик бриллиантов всю жизнь приворовывал и имеет отлаженные каналы для сбыта краденного.

Интересно, что в обеих версиях «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» чекисты сходятся на том, что Якова Шелехиса нужно расстрелять. Но если в версии 2009 года расстреливать нужно за воровство, то в версии 1975 года – за то, что он воровал не просто бриллианты, но хлеб у голодающих (деньги, вырученные за драгоценности, должны были быть использованы для приобретения хлеба для голодающей России).

Благородный граф Воронцов в первой версии фильма не так уж и благороден: он наблюдает, как его друга, писателя Никандрова, забирает полиция, и не предпринимает никаких действий для его спасения, а в Россию, грабить Гохран, он едет по собственной инициативе, предлагая этот вариант диверсии против Советов Отто Нолмару (во второй версии он с трудом соглашается на такую диверсию под давлением Нолмара, и соглашается лишь потому, что Нолмар обещает спасти Никандрова).

Вторая версия «Бриллиантов» предполагает, что между молодым Исаевым и его отцом существует глубокий конфликт убеждений. Владимир Александрович Владимиров резко против большевиков. Он и в Сибирь уезжает исключительно опасаясь гонений новой власти, особенно со стороны ЧК. Владимир Александрович настолько не приемлет убеждения сына, что даже запрещает ему провожать на вокзал, а ведь расставание – на неопределенный срок, а работа у Всеволода (Максима Исаева) далеко не самая безопасная, все же контрразведка. Кстати, эта версия противоречит роману.

В первом варианте «Бриллиантов» конфликт убеждений между отцом и сыном присутствует, но он не столь глубоко – на уровне дружеского препирательства. Никакой душераздирающей сцены уходящего в никуда, к скорой смерти старого отца, а – очень теплое прощанье на вокзале. Более того, уже в Сибири Владимир Александрович с гордостью говорит о том, что его сын «работает у Дзержинского», а самого старого эсера уважают в ЧК и доверяют ему. И позже, беседуя с одним из большевиков, занимающихся проблемами образования, Владимиров говорит о Ленине с уважением. Без преклонения, конечно, но как об уважаемом товарище, с которым лично был знаком в ссылках. Да и смерть Владимира Александровича имеет совсем другой контекст: если во второй версии фильма его убивают мародеры, грабящие библиотеку (старый эсер пытается защитить редкие книги), то в первой версии (в полном соответствии с книгой) он погибает при нападении банды кулаков, которые охотятся за большевиками. Причем, большевик, с которым Владимиров ехал инспектировать библиотеки, пытается защитить старика, говорит, что он – обманутый, заблуждающийся, не имеет никакого отношения к большевизму, советам и т.д. А Владимиров протестует: «Ну какой же я обманутый! Я не обманут!». И плюет в лицо того, кто избивал комиссара. Что-то вроде заявлений времен второй мировой войны, которые писали солдаты перед боем: «Прошу считать меня коммунистом!».

Очень интересно начало второй версии «Бриллиантов»: Максим Исаев попадет в плен к красноармейцам. Причем, в этот момент он является членом пресс-группы Колчака, то есть, благополучно служит в белой армии. Правда, он не белогвардеец, а контрразведчик. Но суть не в этом. Просто в фильме показан некий «товарищ Гоманюк» — очень маленького роста (намек на комплекс Наполеона?), редкостный хам, очень злобный и жестокий человек, который бьет связанных пленных, а за попытку отпора тут же тащит их на расстрел.

В первой версии, как и в книге, подобного драматизма нет. Никаких злобных и жестоких большевиков, никакого товарища Гоманюка, никаких расстрелов пленных. В книге, кстати, плен имеется, но подан совсем под другим соусом. И освобождаются пленные не в результате побега из-за глупости красноармейцев, а их освобождают, когда начинается бой.

Лида Боссэ в первой версии – вполне предана идее большевиков, искренне им помогает. А если и проскальзывает иногда у нее насмешка в отношении к большевизму, то не к идеям, а к конкретным людям. И насмешка эта добродушная – интеллигентная барышня улыбается, когда видит, что вчерашний пролетарий, даже нарядившись в модный костюм, не умеет пользоваться столовыми приборами. Но при этом она готова учить этого пролетария. Во второй версии Лида Боссэ уже сама не понимает – почему, зачем она ввязалась в эту историю? Большевизм, советы – все это далеко от нее, она не понимает этих идей, да и не хочет понимать. А ее насмешка над необразованным пролетарием приобретает ехидный оттенок. Что интересно – и первая, и вторая Лиды говорят одни и те же слова. Но интонация и выражение лица «делают погоду», несут определенную мысль зрителю.

И так далее, и тому подобное. Очевидно, что в первой версии отношение к большевикам и коммунизму – вполне лояльное. Во второй – они представлены в основном подкрашенными в черные тона. Те, что посветлее – это отнюдь не выходцы из низших слоев, не Читать далее