На полке у меня стоит книга, которая называется «Современный детектив» — сборник детективных рассказов, приобретенный во времена развитого социализма. Начинается этот сборник с замечательного рассказа Агаты Кристи. Остальные детективы в книге такого же плана, на взгляд современного человека – очаровательно старомодные. Теперь уже не то… Сегодняшний детектив – это обязательные элементы боевика, с погонями, перестрелками, кровью ведрами по полу. Никаких старых дев, задумчиво рассматривающих вязанье, никаких частных сыщиков в лакированных туфлях и с галстуком-бабочкой. В общем, никакой атрибутики прежних времен. Но так ли изменился детектив, как это кажется с первого взгляда? И – такой ли современный сегодняшний современный детектив, как он силится себя представить?
Сразу следует отметить, что в детективных сюжетах не появилось ничего нового. Увы, преступления удручающе однообразны. В конце концов, преступник сегодняшний так же, как и его коллега из пещер, жаждет неправедным образом получить нечто, являющееся привлекательным – в основном деньги и власть (или вместе, или по отдельности). Вариации – бытовые преступления, в этом случае преступление обусловлено борьбой за власть в отдельно взятой ячейке общества (семье). Так что от своих пещерных предков современные преступники недалеко ушли – мотивация сохранилась в неприкосновенности, да и методы тоже. Единственное отличие – теперь больше склонны применять современные технологии. Ну и, разумеется, оружие. Если раньше преступник, ничтоже сумняшеся, молотил свою жертву по голове дубиной, то теперь он «культурно» пристреливает ее из разнообразного огнестрельного оружия. Как вариант – использование ядов, наркотиков, но это редко.
И так как авторы детективов не в состоянии найти новые сюжеты (это не удивительно, их предшественники отлично поработали на этой ниве), то они пытаются придать старым сюжетам оригинальность с помощью исполнения. Однако, перебарщивают. В погоне за эффектами смазывается чистота детективной линии, детектив превращается в самый настоящий боевик, где больше стреляют, чем разгадывают загадки.
Детектив прежних времен – это в первую очередь размышление, построение логической цепочки, процесс поиска ответа, решение задачи. Сегодня это трансформировалось в «кто быстрее бегает» в сочетании с «кто первым выстрелит». Современные авторы детективов частенько выходят из положения привлечением различных случайностей: следователь случайно встретил преступника и заметил некую несообразность в его действиях, преступник случайно уронил главную улику прямо на пути следователя и так далее. К подобным приемам приходится прибегать из-за того, что описываемые преступления перестали быть логичными. Причем, вовсе не потому, что они действительно утратили логику в реальной жизни, но для зрелищности детективного фильма или увлекательности детективного романа теперь необходимо (по мнению авторов) накрутить как можно больше событий в единицу времени: в кино каждые пять-десять минут должно происходить новое убийство – иначе зрителю будет неинтересно, в книге – через каждые пять страниц обязан появиться новый труп, иначе читатель может соскучиться. Даже удивительно, как ухитрялись прежние мастера детективного жанра обходиться одним убийством на целый толстый роман!
Зато стать автором детективов теперь проще. Достаточно взять какой-нибудь сюжет у той же Агаты Кристи или позаимствовать у Рекса Стаута и других признанных мастеров детективного жанра, заменить умирающего без завещания лорда на олигарха, владеющего солидной долей в нефтяном бизнесе, вместо яда, опущенного в бокал, пристроить на крышу снайпера, ну а в качестве следователя изобразить программиста, который с помощью взлома «нефтяных» сайтов и нелегального проникновения в банковские файлы вычисляет заказчика убийства – конкурента этого самого олигарха. Можно добавить еще несколько увлекательных штрихов, например, привлечь к делу пластического хирурга – чтобы убитого олигарха заменил двойник (естественно, ставленник конкурента). И детектив готов.
Главное – не морочить особенно голову логикой прежних времен. Замес покруче, крови побольше, чтобы читатель или зритель не успел опомниться и не заметил явных несообразностей… Правда, велик шанс, что после такого детектива читатель рванется перечитывать Агату Кристи – просто для удовольствия. Но это уже будет другая история.