Катастрофа «Коста Конкордии» и печальное зрелище лежащего на боку красавца-лайнера навели автора на размышления о прогрессе в деле придания судам остойчивости. Потеря равновесного положения в пространстве всегда опасна для хрупкого человеческого организма. Еще более опасна она для массивных и сложных конструкций. Тем более, находящихся в недружественной водной стихии.
Едва научившись мореплаванию, человек моментально столкнулся с серьезной проблемой сохранения равновесия судна. Дальнейшее развитие мореплавания только усугубило эту проблему. В удлинении корпуса судна ограничение установили прочность и гибкость судостроительных материалов. А в увеличении высоты надводного борта и уменьшении ширины – потеря остойчивости. А, с учетом необходимости поднятия парусов – проблема стала острой чрезвычайно.
Не впервые, но отчетливо судостроительные проблемы проявились при катастрофе флагманского корабля шведского флота «Васа». Корабль затонул после получаса хода – можно сказать практически после спуска на воду. Уже тогда неустойчивость двухпалубного корабля была достаточно очевидна для того, что главный кораблестроитель отказался подписывать чертежи судна. Урок не пошел кораблестроителям впрок и нет числа кораблям, совершившим, после потери остойчивости «поворот оверкиль», проще говоря, опрокинувшихся из-за критического крена.
Казалось бы, что применение стали в судостроении сняло проблему увеличения длины судна. Однако, проблема остойчивости не сдалась, чему стал подтверждением ряд катастроф. Получившие, в общем-то, некритические пробоины, броненосцы «Кемпердоун» (от столкновения при маневрировании) и «Петропавловск» (от вражеской мины), опрокинулись и затонули. Виной оказалась неудачная конструкция продольных переборок. Стремление допустить в корабль как можно менее забортной воды сыграло с кораблями злую шутку.
Тоже самое можно сказать и про гражданские суда. Знаменитый «Титаник» хотя и на поверку оказался очень даже потопляем, не потеряв остойчивость, дал пассажирам и экипажу два часа на эвакуацию. И не вина корабля, что этим временем так бездарно воспользовались. Более того, современник и конкурент — лайнер Лузитания перевернулся после торпедного залпа немецкой подлодки через 15 минут, унеся практически столько же жизней.
И теперь, получив практически «титаниковую» пробоину, судно не опрокинулось а успешно выбросилось на мель. Можно говорить – ничего себе «успешно» Тем не менее, опрокинувшись, судно не оставило бы ни малейшего шанса уже четырем тысячам человек. Механизм аварийного восстановления устойчивости судна достаточно прост. Затопление отсека по борту и превышение крена на этот борт вызывает автоматическое открытие кингстонов в отсеке противоположного борта. Правда просто сказать а сложно сделать. Надо предусмотреть многое – от устойчивости к ложным сигналам до принятия ровно столько воды, чтоб не опрокинуться уже на другой борт. Но это, как говориться – уже дело техники….
Остойчивость
Добавить комментарий