Забавные рассказы сочиняли писатели ушедшего «Серебряного века» российской литературы. Вот пример — Надежда Тэффи «Взамен политики»:
Гимназист вернулся домой и начал откровенно доставать благочинное семейство вопросами – а отчего гимн-азия, а не гимн-африка, отчего кот-лета, а не кошка-зима, бело-курый, а не черно-петухатый, вино-ват, а не пиво-ват…
Вопросы оказались не только забавными для гимназиста и непонятными для семейства, но и заразными, под конец рассказа все семейство тоже стало забивать себе голову, а отчего так, а не иначе.
Хороший ответ дан был в фантастическом рассказе, написанном много позже. «У нас очень многие любят перекладывать свой груз на чужую спину. Вместо того, чтобы учиться и трудиться над знаниями, они будут просто спрашивать о том, что взбредет в голову. И ни за что не поверят, что многое объяснить возможно только тому, кто имеет достаточно предварительных знаний, и не получив их – ничего не поймет». Так и в рассказе – не сумев даже попытаться объяснить сыну – отчего, отец начал ругаться а потом сам «завис». Вот один из корней отечественной уязвимости к чужим идеям – не поняв их, не протестировав в безопасной обстановке, не выработав здоровый скептицизм и минимально необходимую адаптацию, абсолютное большинство бросается в лагерь «за» или «против». Что порождает сон разума?
Кстати, смешные и невинные вопросы, в литературном мире дореволюционной России быстро сменились вопросами посерьезнее – а справедливо ли, что помещик сидит на земле, сам ее не обрабатывая, а не лучше ли обойтись без царя – ведь свобода раскроет потенциал личности. А тиранов нам «не нать» – не модно. И тому подобными. Кончилось это совсем не смешно.
Так вот, попробуем объяснить, почему слова звучат так, а не иначе. Происхождение слов объясняют две науки – лингвистика и этимология. Они прослеживают историю возникновения слова или термина, и дают более-менее устраивающее объяснение, отчего они возникли, как развивались и почему в настоящее время звучат именно так. Как из полуосмысленных звуковых сигналов: мычания-рычания, возникли те или иные слова – само по себе интересно. В некоторых словах так история их развития прослеживается довольно четко. Почему не иначе? Здесь вступает в действие философский принцип Оккама – нет нужды изобретать новое, если старое «работает» удовлетворительно. Если старое слово или термин понятен, прост и употребим, то нужды в новом нет вовсе. Нет, новые слова возникают регулярно, но их судьба зависит от конкурентной борьбы со старыми. И, далеко не всегда эта борьба идет на пользу обществу. Называя одно и тоже по разному очень легко выйти за рамки игры и получить увесистые неприятности. Жесточайшие религиозные противостояния возникали из-за настолько мелких различий, что они были бы невероятно смешны, если бы из-за них не было пролито столько крови. Любое непонимание обостряет различие. А ксенофобия и любители нагреть на ней руки – тут как тут… Недаром в самом рассказе вылезло упоминание Сатаны. Совсем не в контексте игры со словами, но очень «в тему» новое = разрушитель старого. А во благо ли?
В обществе до сих пор сильна совершенно неоправданная надежда на то, что его работу выполнит другой. Так и придумывающий вопросы должен понимать, что они не просты, и не всегда безобидны. Он должен как минимум сам знать на них ответы. Не стоит играть с основами – они могут рухнуть. Так и молодежи – страсть как любящей отличаться от глупо устроенного мира стариканов, нужно бесконечно терпеливо объяснять, что играть хорошо, плохо заигрываться.
Архив за день: 14.08.2012
Поразительный Париж
Это – один из самых величайших и самых интересных городов на Земле. Неважно, едете ли вы в Париж в составе группы туристов, или в одиночку, разочарования все равно не будет, поскольку из любой точки Парижа можно построить увлекательный туристический маршрут, особенно в историческом центре города.
Самый большой город Франции.
В Париже постоянно живут около 13 миллионов человек, то есть 20% всех жителей страны, еще около двух миллионов разместились в пределах кольцевой дороги, и не менее 20 миллионов туристов посещают столицу Франции ежегодно.
Только вдумайтесь в эту цифру! Ежемесячно получается более одного миллиона шестисот человек, а ежедневно – почти пятьдесят пять тысяч.
И Париж всех этих людей встречает, привечает и радует своими достопримечательностями. Конечно, не сам Париж, а все те городские службы и коммерческие предприятия, которые прекрасно организованы в одну четкую систему по приему и обслуживанию туристов.
Парижане и гости
Но любят ли гостей своего города сами коренные парижане? Это как сказать. Есть те, кто обязан любить туристов в силу служебной необходимости — всевозможные официанты, продавцы, гиды, служители музеев и так далее.
А те французы, которые в Париже не просто живут, но еще и работают, относятся к гостям иногда довольно прохладно, особенно если они ведут себя слишком развязно, как это свойственно многим американцам и русским.
Вывод отсюда напрашивается очень простой – надо вести себя хорошо. Везде и всюду.
Самые большие достопримечательности
Это, без сомнения, собор Нотр Дам, Пантеон, Триумфальная арка. Конечно, все эти замечательные сооружения мы многократно видели в кино, на фотоснимках и открытках. Но ведь любые фото и видео всегда уменьшают размеры сооружений, поэтому те туристы, которые впервые оказываются возле этих достопримечательностей, бывают до глубины души поражены их реальными размерами.
Так что размер достопримечательностей имеет очень большое значение!
Парижане и ПДД
В Париже нужно быть очень внимательным, переходя улицу даже на зеленый свет. Дело в том, что парижане точно так же склонны к нарушению правил дорожного движения, как и русские, в том числе и те парижане, которые сидят за рулем автомобилей.
Если парижанин-автомобилист куда-то сильно торопится, то красный сигнал светофора его не остановит. А быть сбитым автомобилем в Париже – это, конечно, тоже приключение, но далеко не самое приятное…
Парижане и общественное питание
Как известно, французы вообще и парижане тем более, любят поесть вкусно и красиво, поэтому в Париже огромное количество всевозможных кафе, ресторанов, ресторанчиков и бистро. Для парижанина в понятие «красиво поесть» входит также и сервис. Дома-то ведь обслуживать себя приходится самому! Но если даже француз что-то готовит для себя дома, он все равно постарается сделать это красиво.
Не просто нажарить картошки и вывалить ее на тарелку, а постелить на стол скатерть, поставить красивые тарелочки, вилочки, закусочки и так далее.
И вообще, Шарль де Голль ведь не случайно жаловался на то, что трудно управлять страной, в которой есть 400 сортов сыра!..
Свободный Париж
При таком большом количестве жителей столицы Франции и гостей здесь почти не бывает автомобильных пробок. И все потому, что движение транспорта организовано очень хорошо, а пути движения не осложнены построенными где попало торговыми центрами и жилыми зданиями, как в той же Москве…