Архив за день: 01.05.2012

Хлопчатник, лен и конопля

Хлопчатник, лен и конопля
Даже в нынешние времена, в эпоху распространения синтетики, люди не могут обойтись без натуральных тканей, вырабатываемых из различных растений. Скажем, белье из нейлона или искусственного шелка можно носить некоторое время ради красоты, но при постоянной носке организм начнет бурно протестовать против такого над ним надругательства.
Самое распространенное растение, которое идет на ткани – это, разумеется, хлопок. Люди занимаются хлопком уже более трех тысяч лет, и достигли большого искусства в его выращивании и выработке из него различных материалов, а также масла, которое является очень ценным пищевым продуктом.
Правда, в свое время именно хлопковый бизнес привел к тому, что в тех же США широко распространилось позорное рабовладение, а в настоящее время существование многих среднеазиатских государств фактически невозможно без хлопка. В этих странах на уборку хлопка без всяких разговоров в массовом порядке снимают старшеклассников и студентов, и отказаться от этой государственно-частной повинности нет никакой возможности.
Однако гораздо более ценной культурой для выработки ткани является лен, который относится к лубоволокнистым растениям. Но он считается более трудоемким в возделывании и переработке, из-за чего долгое время посевы его сокращались.
В последние годы, впрочем, на возделывание льна обратили внимание многие крупные агропромышленные и фермерские хозяйства.
У льняных тканей нет проблем со сбытом, а льняное масло также является очень ценным пищевым и техническим продуктом.
Но самое неоднозначное значение для производства тканей, а также веровок и канатов имеет такое растение, как конопля, которая тоже относится к лубоволокнистым растениям.
Когда-то конопля широко выращивалась во всем мире. Из нее изготавливались ткани, прочнейшие канаты, бумага, нитки и даже обувь.
Считается, что в Россию коноплю занесли скифы, не поздее пятого века нашей эры, и до самого начала ХХ века выращивание и переработка конопли были основными видами деятельности для крестьян российского Поволжья и Беларуссии.
В конце XIX века именно Россия поставляла на экспорт не менее 40% очень качественной конопляной пеньки, из которой изготавливались канаты, веревки, и прочие ходовые товары и материалы.
Еще в 30-50-х годах ХХ века в Советской России правительство предпринимало постоянные усилия, чтобы увеличить посевы конопли и выработку из нее материалов.
Что вы хотите! Материалы из конопли приносили тогда СССР изрядную часть его валютных поступлений.
Так что совершенно закономерно стебли конопли были в 1947 году запечатлены в самом главном фонтане страны – Дружбы Народов на ВДНХ.
Но, увы, конопля является растением, содержащим наркотические вещества. Те же скифы одними из первых открыли это свойство конопли, и часто устраивали целые племенные оргии в дымах от сжигания семян и волокон этого растения.
Если бы российские крестьяне-коноплеводы интересовались таким употреблением конопли, среди них, очень возможно, широко распространилась бы наркомания.
Но в прошлые годы крестьяне не только в России, но и во всем мире о конопле в таком смысле просто не думали.
Однако в самом начале ХХ века об этом задумались всевозможные люмпены и прочие неустойчивые элементы современного общества.
Употребление конопли в качестве наркотического средства в первой половине ХХ века приняло такие масштабы, что в 1961 году была принята международная конвеция, обязывающая разные страны резко сократить посевы конопли и держать их под строгим контролем.
Это, разумеется, необходимо для поддержания здоровья народов, но для экономики это очень невыгодно, поскольку производство той же бумаги из конопли обходится в разы дешевле, чем из древесины или макулатуры.

Искусство рассказывать истории

Искусство рассказывать истории
В одной старинной притче во время трудного перехода по горам старый путник просит молодого «уменьшить расстояние между горами». Молодой недоуменно отвечает старому, что это не в силах человека. Тогда старый мудрый путник поясняет, что в такой иносказательной форме он выразил просьбу к молодому товарищу рассказать что-нибудь.
Так оно и есть – увлекательный рассказ не только будит наше воображение, но также приносит усладу нашей душе и сокращает расстояние между самыми отдаленными пунктами пути.
Не случайно издавна люди очень ценили искусство рассказывать истории.
Это и в самом деле очень непростое искусство, поскольку даже опытный и много повидавший человек не сможет увлечь окружающих рассказами о своих приключениях, если он не умеет излагать свои истории правильно.
Приключение может длиться час, день, неделю, месяц, год или даже несколько лет, но ведь рассказать о нем нужно в короткое время. Как правило, даже при самом благоприятном внимании публики у рассказчика есть не более двух часов, в течение которых он должен искусно уложить самые важные события каждой истории, чтобы не потерять ни логики произошедших событий, ни интереса аудитории.
Разумеется, двух часов не хватит, чтобы прочесть толстенный роман, да еще и во многих томах. Но опытные писатели ведь не зря делят свои романы на части и главы. Каждая такая часть или глава представляет из себя отдельную историю, у которой есть начало и конец, и своя логика.
А вот для фильма два часа – это самый оптимальный срок, за который можно насытить зрителей впечатлениями и переживаниями без ненужного переутомления.
Опытные рассказчики – так же, как и профессиональные писатели и сценаристы – знают, что у историй есть сюжеты как архетипические, так и оригинальные.
Скажем, история о прекрасной девушке, которая ждет своего спасителя в замке, охраняемом драконом – это история архетипическая. Несмотря на то, что она известна уже много лет, по ее сюжету продолжают создаваться как игровые, так и анимационные фильмы, и многие из них даже добиваются значительного коммерческого успеха.
Правда, продюсерам всегда хочется тиражировать этот успех, чтобы раз за разом их карманы наполнялись денежками зрителей с одним и тем же успехом.
Это, к сожалению, удается не всегда.
Взять, скажем, анимационный сериал о Шреке. Первые две части были очень даже ничего. Третья – практически провальная. Четвертая – неоднозначная.
А вот «Кот в сапогах» этой же студии оказался опять очень успешным, хотя история про кота в сапогах – это тоже история вполне себе архетипитическая, и широко известная даже самым малым детям.
Архетипические истории очень любят и те театральные режиссеры, которые опираются на хорошо укоренившиеся предпочтения публики. Скажем, в репертуарах всех ТЮЗов всегда есть та или иная вариация сказки про Золушку – для более старших детей, или, допустим, сказка про репку или Айболита – для младших.
Но самые лучших результатов добиваются те драматурги, сценаристы и режиссеры-рассказчики, которым удается давно известный сюжет представить в совершенно новом виде.
К примеру, в таком оригинальном виде предстал широко известный сюжет в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Не все помнят, что фильмов-спектаклей по этой пьесе в нашей стране было поставлено два — в 1964-м году, и в 1978.
Первая экранизация прошла фактически бесследно, хотя в ней снимались замечательные актеры. В роли Медведя – Олег Видов. В роли короля – Эраст Гарин.
А вот вторая, с Александром Абдуловым, Евгенией Симоновой, Андреем Мироновым и Евгением Леоновым до сих пор радует зрителей.
И будет радовать еще долгие годы, ибо сделана чрезвычайно талантливо.

Архитектурная работа Андрея Макаревича

Кто не слышал о лидере музыкальной группы Архитектурная работа Андрея Макаревича"Машина Времени" Андрее Вадимовиче Макаревича — музыканте, певце и композиторе. Но мало кто знает, что он является сыном старшего архитектор мастерской Горстройпроекта Москвы В. Г. Макаревича, в молодости тоже одно время думал пойти по стопам отца и даже получил архитектурное образование. Правда, реализовал он себя, конечно, как музыкант. Но все-таки есть на свете одно здание, в постройке которого он, уже в 34-летнем возрасте, принимал участие в качестве профессионального архитектора. Это построенное в 1987 году в Новгороде здание Новгородского областного театра, ныне — Новгородский Академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского.

Это огромное, бетонное, громоздкое и необычное футуристическое здание знают все новгородцы и многие гости города, ведь оно занимает достаточно видное место на Великой улице и набережной реки Волхов и хорошо видно с центрального моста Александра Невского. Строилось оно под руководством новгородского архитектора Сомова, желавшего придать ему размах на фоне небольшого провинциального города. Кроме того, в 70-е и 80-е годы было модно придавать зданием какой-нибудь необычный вид. И поэтому театр и получился таким футуристическим — ни дать ни взять, фантастический космодром.

Макаревич проектировал окна для будущего театра, а также занимался созданием всяких не имеющего практического смысла экстравагантных декоративных бетонных сооружений перед зданием. В частности им была создана так называемая колонна Макаревича — плетенная из бетонных пластов непонятная вышка высотой в 42 метра. Еще ее называли колонной самоубийц, поскольку на нее было удобно лазать, чем многие самоубийцы и пользовались. Поэтому, в 2007 году руководство театра поставило вопрос о сносе колонны под предлогом недовольства ее неэстетичным видом, хотя из всех сооружений вокруг театра она отнюдь не была самой плохой. В 2009 году, к 1150-летию города, городская администрация пошла навстречу руководству театра и снесла эту колонну. Но остальные сооружения и громадные, вытянутые окна театра до сих пор напоминают нам об архитектурных достижениях Макаревича.