Архив за день: 16.03.2012

Искусство книжной и журнальной обложки

Обложка журнала или книги – это как лицо человека. Как первый взгляд, доброжелательный, увлекательный или отталкивающий, как та самая одёжка, по которой встречают посетителя в самый первый раз.
Интересно, что в свое время толстые литературно-общественные журналы в СССР выходили с непритязательными обложками блеклого или темного цветов, на которых было оттиснуто название журнала в одном и том же виде. И все! И, однако, журналы эти выходили огромными, многомиллионными тиражами, что сейчас кажется просто невероятным.
Дело в том, конечно, что электронных носителей информации тогда не было, зато у народа был большой голод, или, как минимум, аппетит на новые литературные произведения, общественно-значимые статьи и т.п.
А вот в западных странах обложки коммерческих журналов всегда были, что называется, кричащие, завлекательные.
Ведь этим журналам нужно было выделиться в конкурентной среде, добиться того, чтобы их купили.
Искусство книжной и журнальной обложки
В свое время (в 20-30-х годах прошлого века) американская художница Маргарет Брандидж нарисовала очень много обложек для коммерческих массовых журналов.
Причем она любила рисовать полуобнаженных девушек, с завлекательными формами, которые пребывали в опасности. И это – в то время, когда появление какого-либо обнажения на обложках журналов и книг в принципе не очень-то приветствовалось.
Но именно это привлекало к обложкам Маргарет Брандидж читателей-покупателей, хотя она не отличалась выдающимся талантом или особенной техникой исполнения.
Зато ближайший конкурент Маргарет Брандидж, Вёрджил Финлей, владел просто изумительной техникой исполнения, и достиг невероятных высот в искусстве фантастической иллюстрации.
Искусство книжной и журнальной обложки
Смотришь на работы Вёрджила сейчас – и воображение просто уносит в неведомые дали, хотя работы его в основном были черно-белые.
Примерно в то же время в СССР выразительнейшие обложки для книг, журналов, а также плакаты делал гениальный художник и фотограф Александр Родченко.
Работы Родченко и сейчас выглядят удивительно современно, своими четкими, оригинальными, правильно-геометрическими композициями запросто соревнуюся с нынешними компьютерными изысками.
Но никаких компьютеров у Родченко тогда не было. У него все было в голове!
Впрочем, если бы у него был компьютер, Александр Родченко, надо полагать, с его помощью такого бы наизображал, что нынешние мастера-дизайнеры в массовом порядке вымерли бы от зависти.
Искусство книжной и журнальной обложки
Сейчас, в эпоху гламура, обложки массовых журнальчиков пестрят не только полуобнаженными, но и вовсе обнаженными телами девушек-киборгов, у которых самые выдающиеся части либо надуты с помощью разнообразных технических средств, либо просто подрисованы с помощью фотошопа.
Какое время – такие и формы.
И содержание тоже.

Сожмется или нет – вот в чем вопрос. (О судьбе Вселенной)

Сожмется или нет – вот в чем вопрос. (О судьбе Вселенной)
Почти рефлекторно мы стремимся забраться повыше, чтобы лучше разглядеть что-либо, хоть на цыпочки встать. Однако, поднявшись на гору, мы обнаруживаем, что видим больше, но вовсе не лучше. Так очень давно было открыто, что чем больше кругозор познания, тем больше горизонт непознанного.

Как хорошо и просто все начиналось. Была земная твердь, вокруг вертелись сферы небесные, ангелы отвечали за движение сфер. Просто, божественно и красиво. Стройную картину немного путали вертлявые планеты, ну тут можно было пофантазировать – мол у именно этих ангелов – пересменка, или огибают препятствия. Но, через некоторое время, общественности такая простота не понравилась, и, привязавшись, к как тогда казалось несущественным противоречиям, была разработана гелиоцентрическая теория. Все, казалось, стало еще проще – но породило новые вопросы. И уже Джордано Бруно с концепцией множественности миров так разозлил церковь, что она его сожгла от досады.
Дальше-больше. Трудно сдвинуть камень любопытства, но уж если покатится … Установлено наличие галактики и ее соседей. Опять невтерпеж, как возникла Вселенная, куда и почему движутся галактики. Очень кстати в этом смысле пришлось открытие реликтового излучения и факта «разбегания» галактик от некоего центра – появилась теория Большого Взрыва. И вновь вопросы – от что нового, до чем это закончится.
В настоящее время, копья научных споров ломаются вокруг судьбоносного вопроса – чем закончится жизнь Вселенной, новым сжатием и новым взрывом, или продолжением расширения и тепловой смертью. Сначала у ученых была полная уверенность, что расширение будет продолжаться, поскольку расчетная масса Вселенной недостаточна для сжатия. Даже были рассчитаны эпохи – звезд, излучения, черных дыр и т.п. Длящиеся миллиарды лет и названные так по тому, преимущественно из чего будет состоять Вселенная ту или иную эпоху. Затем, была открыта темная масса, которая внесла в этот вопрос неопределенность. Теперь же установлено что разбегание галактик не просто постоянно, а происходит с увеличивающимся ускорением. На повестку дня вышла совсем необычная – темная энергия. Согласно самым распоследним )) данным, на долю звезд и планет приходится всего 0.4%(!) «содержимого» Вселенной. 22% приходится на темную материю (не путать с 3,6% межзвездного газа) а 74% — на темную энергию. Пока в споре света и тьмы, явное преимущество за тьмой и так сказать, темной стороной силы.
Если Вселенной будет угодно знать мнение автора, то он бы стоял за последующее сжатие. И не потому, что он сторонник светлых сил, и не только потому что холодная смерть как-то крайне неромантично. Просто сжатие дает шанс на последующее расширение, т.е. жизнь Вселенной будет бесконечна и состоять из таких циклов сжатия – расширения в Бог его знает сколько миллиардов лет. Жаль, конечно в запасе нет столько времени. Хотя кто знает. Не всегда свою короткую жизнь удается полностью наполнить смыслом. А миллиард лет бессмыслицы – слишком много даже для вечной Вселенной.