Архив за день: 24.04.2011

Американская музыка по-немецки

Конечно, американская музыка оказала большое влияние на весь мир, не только на немцев, но немцы в середине прошлого века оказались особенно подвержены американской музыке главным образом потому, что во многих городах Западной Германии после Второй мировой войны было очень много американских военных баз.Американская музыка по-немецки
А какую музыку в конце 1940-х годов слушали американские военные на этих своих базах? Ну, в-первых, джаз, хотя не так уж и увлеченно. Все-таки джаз – музыка не простая, и далеко не каждый военный обладает необходимой утонченностью для того, чтобы наслаждаться джазом.
Во-вторых, американцы тогда слушали привезенные с собой пластинки разного рода популярных клубных и кабаре-исполнителей. Ну а затем, уже в 50-е годы, засияла звезда Элвиса Пресли и наконец-то зародилась рок-музыка.
Одновременно усовершенствовалась звуковоспроизводящая аппаратура. На смену патефонам пришли электропроигрыватели, а бьющиеся граммофонные пластинки на 78 оборотов сменились суперсовременными тогда виниловыми пластинками на 33 оборота.
И для немецкой молодежи, постоянно ошивающейся рядом с американскими базами, наступил настоящий, так сказать, расцвет. Эта молодежь вела активный «чейнджинг», то есть обмен разными шмотками и пластинками с американцами, и проникновение американской массовой культуры в Западную Германию становилось и еще более глубоким.
Где-то среди этой молодежи в городе Саарбрюкене был и совсем молодой Франц Ройтер, который родился в 1942 году в обыкновенной рабочей семье, и очень рано начал зарабатывать на жизнь как раз пением в разных клубах и кабаре перед американцами. Пел он по-английски, очень хорошо, и публика его любила. А кроме того, Франц Ройтер оказался очень неплохим композитором-мелодистом, и еще у него обнаружилось потрясающее коммерческое чутье.
И вот однажды Франц Ройтер взял себе псевдоним Фрэнк Фариан, и уже под этим псевдонимом прославился на весь мир в первую очередь как выдающийся музыкальный продюсер и создатель знаменитой группы Boney M, и других.
Об этом здесь, на Узнайке, уже рассказывалось.
Но в данном случае Фрэнк Фариан выступает в качестве символа американского влияния на Европу в целом и Германию в частности.
Парадокс в том, что в Германии до сих существует изрядное количество музыкальных коллективов, состоящих из немцев и людей других национальностей, которые предпочитают петь по-английски, и становятся безумно популярными у себя в стране и в Европе, но не всегда – в самой Америке.
Та же группа Boney M, например, в Америке не смогла добиться такой же славы и популярности, как в Старом Свете. А вот рок-группа из Ганновера Scorpinos всемирной славы достигла!
И в чем тут дело, почему так происходит – остается загадкой и для самих артистов, и для публики.

«Приключения принца Флоризеля»: Стивенсон против Даля

В 1878 году Роберт Льюис Стивенсон, автор знаменитого романа «Остров сокровищ», написал две повести, ставшие известными почти так же, как и каноническое повествование о кладоискателях: «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Тот же легкий стиль, что и в «Острове сокровищ», увлекательные приключения, борьба с преступниками, утверждение рыцарских канонов чести и так далее. Читаются повести на одном дыхании, а сюжет – завораживает. Убийц и грабителей, аристократов и плебеев, очаровательных авантюристок и мужественных военных, детективный сюжет, историю влюбленных – все это и многое другое можно найти на страницах повестей.
«Приключения принца Флоризеля»: Стивенсон против Даля
В 1979 году режиссером Евгением Татарским по этим повестям Стивенсона был снят фильм «Приключения принца Флоризеля». В 90-х годах фильму дали первоначальное название: «Клуб самоубийц». В «Приключениях принца Флоризеля» целое созвездие прекрасных актеров: Олег Даль (принц Флоризель), Донатас Банионис (Председатель), Игорь Дмитриев (полковник Джеральдин), Владимир Басов (инспектор Трентон), Михаил Пуговкин (садовник Рэйберн), Любовь Полищук (Жаннет), Елена Соловей (леди Венделер), Елена Цыплакова (Джоан).

Принц Флоризель – одна из лучших ролей Олега Даля. Неподражаемый Даль сыграл утонченного, скучающего аристократа, который, забывая о своих обязанностях (все же принц!), упорно стремится к опасным приключениям, впрочем, строго соблюдая кодекс чести титулованной особы.

Но если сравнивать принца Флоризеля Стивенсона и персонаж Даля, оказывается, что это две совершенно разные личности! Начать с того, что Флоризель Стивенсона – принц Богемии, а в фильме политкорректность сделала его принцем Баккардии. У Стивенсона принц – дородный мужчина средних лет, Олег Даль же дородностью никогда не отличался, и его Флоризель – молодой человек субтильного телосложения (кстати, полковник Джеральдин в повести – молодой человек, а в фильме мы видим седовласого военного). В финале повести революция в Богемии делает принца лондонским табачником, в финале фильма о революции ни слова, и блистательный принц отправляется на поиски новых аристократических приключений. Оно и правильно, представить Олега Даля табачником затруднительно. Множество различий в характере персонажей, деталях событий и так далее (например, если в повести приключения начинаются с молодого человека, раздающего бесплатные пирожные, то в фильме – с художника, который пытается утопиться в Сене, кстати, у Стивенсона никаких художников и близко нет).

Но что удивительно: при всех этих различиях фильму удалось сохранить настроение, сам дух повестей Стивенсона, изящество и легкость приключений. И даже трагические события (например, убийство Джеральдина-младшего) выглядят почти что не страшными. И в худощавого молодого принца Олега Даля верится так же просто, как и в солидного, умудренного годами принца Стивенсона. Можно даже поверить в такого ковбоя, как Фрэнк Скримджер (Валерий Матвеев), который прогуливается по Лондону в кожаных штанах для верховой езды и сапогах со шпорами.

Тем, кто любит качественные, талантливые актерские работы, рекомендуется посмотреть «Приключения принца Флоризеля» — блестяще сыграны не только главные роли, второстепенные персонажи так же великолепны. Удовольствие доставляет каждый персонаж, появляющийся на экране даже на несколько секунд – актерам удается даже за это время передать не просто сиюсекундную ситуацию, подать «незначащую реплику», но выразить в полной мере весь характер персонажа, его прошлое, настоящее и будущее.

Характерна сцена в клубе самоубийц – игра в карты. Интересное решение: показываются отнюдь не лица игроков, а только их руки, берущие карты. И вот искусство, доступное очень немногим современным киноактерам: руки выражают весь характер персонажа, можно безошибочно определить, где руки художника, а где торговца, где принц, а где его шталмейстер. Руки играют не хуже, чем лица!

Ну а если вы хотите получить двойное удовольствие: читайте Стивенсона и смотрите фильм. Вы не соскучитесь ни над книгой, ни перед экраном. Это – вечная классика литературы и киноискусства, актуальная в любое время суток, года, столетия.