Архив за день: 01.04.2011

Удивительные кошки и коты

Среди обширного кошачьего племени время от времени попадаются индивидуумы, которые либо сами по себе вытворяют что-нибудь особенное, либо попадают в такие особенные ситуации, что вполне заслуживают право называться удивительными.
Удивительные кошки и коты
Самой первой в этом ряду надо поставить американскую кошку по имени Нора. Эту кошка живет в семье преподавателей игры на фортепьяно, вместе с несколькими другими котами и кошками, но при этом лишь Нора, одна из всех, тоже научилась играть на фортепьяно. Ну, если можно так выразиться.
Нору взяли в эту семью из приюта для животных в довольно юном возрасте, и в течение многих месяцев она присутствовала на занятиях, которые ее хозяйка проводила со своими учениками-детьми.
И вот однажды хозяйка услышала из музыкальной комнаты звуки как бы игры на фортепьяно… Хозяйка заглянула в комнату и увидела Нору, которая, запрыгнув на стульчик, лапой самозабвенно стучала по клавишам фортепьяно и явно наслаждалась получавшейся музыкой.
Хозяйка была поражена и очарована.
Вскоре это повторилось еще раз, и еще раз. «Выступления» Норы были записаны на видео и несколько ее «музыкальных клипов» были выложены в интернет.
Нора моментально приобрела сумасшедшую популярность! Количество просмотров каждого ее «клипа» превышает несколько миллионов!
Сейчас Норе уже седьмой год, и она пребывает в расцвете творческих сил. У нее есть свой собственный сайт, на котором хозяйка Норы от ее имени рассказывает о ее жизни.
Если кто из читателей захочет – может запросто найти этот сайт. Правда, там все на английском языке.
Но музыка не нуждается в переводе!
Не так ли?..
Вторым в ряду удивительных котов можно поставить еще одного кота-американца, который несколько лет жил на два дома, в двух человеческих семьях, притворяясь в каждой единственным котом. У него была полная свобода. Он уходил и приходил, когда хотел, гуляя сам по себе, и получая каждый день по два завтрака, обеда и ужина. Естественно, он неимоверно растолстел, но никакие программы похудания его не интересовали. Единственным минусом этой безмятежной жизни было то, что обе семьи, считавшие себя хозяевами кота, время от времени носили его в разные ветеринарные клиники на плановые прививки от кошачьих болезней. Но этот кот выдержал и двойные дозы лекарств!
Но однажды он попал под холодный дождь, сильно простудился, и одна из семей не выпускала его из дому в течение двух недель. А когда этот кот поправился, они сделали ему ошейник с именем и адресом. И кот, не задумываясь о последствиях, тут же отправился в другую свою семью, которая все это время пребывала в безутешном горе от потери любимца.
Обман, естественно, вскрылся. Семьи людей познакомились и подружились, но кота делить не стали, а просто оставили его в той семье, которая сделала ему ошейник. Себе другая семья взяла нового котенка.
Но кот время от времени все-таки навещает эту семью. Ему всегда рады!..
Третьими в этом ряду я поставлю двух своих собственных котов, серого и белого. Прошлым летом они подрались, вылетели через открытую дверь на балкон, слетели с пятого этажа вниз и грохнулись на наклонный козырек, который сделал над своим балконом житель квартиры на первом этаже. Так что этот козырек как-то облегчил котам участь. Причем серому повезло больше – он упал на белого. И уже вместе оба драчуна скатились в палисадник. На цветочки.
Я, конечно, тут же помчался вниз, и принес обоих котов наверх. Оба тяжело и прерывисто дышали. Но оклемались буквально на следующий день.
Серый в результате этого приключения израсходовал уже вторую из своих девяти жизней, поскольку в возрасте трех месяцев он уже падал с балкона, только не с пятого, а с третьего этажа, в другой квартире. А белый израсходовал пока только первую жизнь из имеющегося у него комплекта.
Ну и теперь мы, разумеется, следим, чтобы коты, во-первых, не дрались, и, во-вторых, чтобы они не дрались рядом с открытым балконом…

Война или мир с виртуальной реальностью?

Война или мир с виртуальной реальностью?
Больше десяти лет назад я работал в одной городской газете. При том, что эта газета была, в общем-то, развлекательной, она постоянно публиковала статьи о разных культурных событиях в нашем далеком от столиц городе. И, само собой, журналистам газеты приходилось постоянно бывать на разных концертах, фестивалях, как взрослых, так и детских.
В последние годы я уже не работаю в бумажной прессе, и на разных концертах и фестивалях бываю значительно реже. Но информация-то все равно приходит. Разных взрослых событий в городе стало еще больше, коммерческих прежде всего, а вот некоммерческих концертов и фестивалей для детей как будто бы стало значительно меньше.
И потому буквально вчера я спросил об этом руководителя одной из местных детских вокальных студий. То есть вопрос был такой: правда или нет, что детских фестивалей и концертов в городе стало уже не столько, сколько было раньше?..
Мой собеседник немного подумал и очень серьезно ответил: «Проблема не в фестивалях. Проблема в самих детях! Во-первых, сейчас их стало гораздо труднее собирать в творческие коллективы. Во-вторых, они сами уже предпочитают не напрягаться. Ведь пение в хоре или ансамбле, занятие хореографией – это очень большой труд. Гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер и заняться какой-нибудь игрой. Ну, или телевизор включить. Каналов-то много!..»
Вот так.
Получается, в течении каких-то десяти последних лет с нашими детьми произошли очень тревожные изменения. Дети по-прежнему стремятся к играм, но принцип организации игр изменился.
Как дети раньше могли поиграть, допустим, «в войнушку»?..
Им сначала нужно было выйти во двор, собраться, договориться о правилах, рассчитаться, разбиться на команды, и все это дети делали самостоятельно. Все эти этапы! И каждый этап был связан с общением, с какими-то настоящими переживаниями, волнениями, азартом, предвкушением. Столько чувств, столько их нюансов!
А как дети могут играть «в войнушку» сейчас?..
Сейчас им не нужно выходить на улицу, не нужно вступать в непосредственное общение. Достаточно сесть за компьютер, выйти в «аську» или в Skype, или просто позвонить друг другу по телефону, и можно начинать сетевую виртуальную игру!
Эти игры! Они такие красочные! Они такие… такие реалистичные! Они сами тебе все предлагают!.. Если ты фантастический воин, то и оружие у тебя самое фантастическое. Это уже не прежние связанные веревочкой две палки, изображающие меч, и не крышка от большой кастрюли, изображающая щит.
В этих играх ничего воображать не надо. За тебя уже всю работу по воображению сделали разработчики. И это – очень плохо с точки зрения развития собственной детской фантазии, ситуативного мышления, навыков живого общения и т.д., и т.п.
Когда ребенок вырастет и станет взрослым, реальная жизнь потребует от него именно этих, реальных и к тому же очень развитых навыков – эффективного общения, умения донести свою мысль, умения отстоять свою позицию, умения добиться результата в высококонкурентной человеческой среде.
А что такое ситуативное мышление? Это умение не только чувствовать, но и понимать ситуацию при разного рода профессиональном общении и совместной деятельности, это умение где-то проявить твердость, где-то – мягкость, где-то – чувство юмора, а где-то – и агрессию, без которой тоже иногда не обойтись.
В реальной жизни невозможно выпить «маны» и получить новую энергию, невозможно купить несколько жизней для прохождения разных уровней игры.
Реальная жизнь – не компьютерная игра.
Ни детям, ни, тем более взрослым, никакой виртуальной «соломки» она подстилать не будет.
Наоборот.
Увы, совсем наоборот.
Конечно, отказаться от компьютера в доме, от интернета и виртуальных игр уже невозможно. Но прежде компьютера в жизнь ребенка должна входить книга, живые игры, живое общение.
Сначала – они. И только потом – всевозможные химеры, порожденные изобретательным воображением разработчиков-кукловодов.

Парадоксы информационного океана.

Современному информационному пространству присущи несколько парадоксов:

Совершенно необъятная протяженность и поразительно малая глубина. При том, что общий объем сведений о самых разных объектах или субъектах колоссален, любая попытка углубиться в вопрос начинает встречать все более возрастающее сопротивление. Информация становится либо платной, либо секретной или разбавленной/скрытой. Очень четкое разделение по степени закрытости информации ощущается практически в каждом направлении поиска. Чем ни подробнее пытаешься исследовать какое-либо событие или факт, тем сильнее становится нехватка данных, тем больше усилий надо прилагать для как собственно поиска, так и для очистки от шелухи комментариев или кривотолков. Вот уж и правда, чем ближе к истине, тем дороже обходиться каждый шаг.
Стрпанно, но компьютеризация ничуть не уменьшила творящийся в информационных базах и потоках хаос.
Еще один парадокс – при большом количестве событий крайне мало значительных информационных потоков. В мире что-то постоянно происходит, о чем-то узнается и что-либо случается. А, судя по новостям, мир интересуется только Фукусимой, Ливией, немного спортом да турпоездками политиков. Впечатление, что больше миру нет дела ни до чего – так редко упоминается о чем-либо прочем.
Парадоксы информационного океана.

Выводы тоже довольно занятны.
Разделение по информационным интересам. Всегда существовавшая разница в человеческих интересах получает еще и информационное разделение. Что-то неинтересно, что то дорогостояще, что-то специфичное – между людьми появляется и информационное неравенство. Оно, в свою очередь порождает непонимание – разные люди становятся чуждыми друг другу до такой степени, что им даже не о чем поговорить. А ведь разговор на отвлеченные общие темы – один из главных способов установления первого контакта.
Нежелание интересоваться. Если на человека постоянно давит однообразный и зачастую негативный информационный фон, то у него развивается специфическая информационная аллергия. А раз так, то человек становиться менее склонен к поиску, получению, переработке и использованию информации. В наш все более и более информационный век это означает утрату или уступку позиций конкурентам, сумевшим в большей степени преодолеть это давление. Связь правит миром. Так звучит рекламный слоган, и на самом деле кроме связи еще и наполнение этой связи информацией. Чем больше смысла, финансового ли, карьерного, или какого другого – вроде саморазвития вкладывается в информацию, тем более показательно приспособление конкретного человека к информационной цивилизации, тем больше вероятность того, что он сможет трансформировать это приобщение к собственной и общественной выгоде. Слегка перефразируя Киплинга, автор призывает наполнить смыслом каждый байт общения. Никто не утверждает, что это легко и просто. Но именно тогда появятся возможности если и не принять весь мир во владенье (по тому же Киплингу) – то занять в нем вполне достойное место.