Архив за день: 30.03.2011

Памяти Людмилы Гурченко

Памяти Людмилы Гурченко
Вот и не стало Людмилы Марковны Гурченко…
Она была великой актрисой, замечательной певицей и настоящим человеком. А еще у нее был великолепный дар слова, о чем говорят 3 (три!) написанные ею книги.
В жизни у нее было несколько кругов испытаний.
Первый круг.
В детстве Людмила Марковна – вернее, тогда просто Люся – вместе с семьей попала в оккупацию. Это было в Харькове, в 1941-43 годах, и однажды был момент, когда они с мамой попали в облаву на стихийном рынке, и остались живы буквально чудом. Они просто не удержались на ногах, упали, когда гитлеровцы погнали куда-то людей, и люди едва их не растоптали. Только потом выяснилось, что людей гнали куда-то в грузовики, увозили, и они уже не вернулись…
Второй круг.
Это было испытание «медными трубами», которые прозвучали в фильме «Карнавальная ночь». На юную актрису обрушилась всесоюзная слава! Она выступала перед зрителями, она ждала новых приглашений, но ролей было очень мало, и несколько лет бывшая «звезда» провела почти в полном забвении. Но постепенно она выросла, стала более мудрой, вошла в новый типаж, избавилась от «звездной болезни», и в результате получила новые роли, и раскрылась в них как актриса выдающегося драматического таланта.
«Двадцать дней без войны», «Сибириада», «Пять вечеров» «Вокзал для двоих», «Любимая женщина механика Гаврилова» «Полёты во сне и наяву», «Соломенная шляпка»…
Это не просто фильмы – это шедевры. И каждая роль Людмилы Гурченко в каждом из этих фильмах тоже становилась шедевром.
Третий круг
Он начался с перестройки, которую Гурченко восприняла с большим волнением. Непонятно было, что будет дальше. Но дальше были новые роли, в фильмах, и в театре, и были сольные концерты, и первый сольный диск, вышедший, между прочим, в 1992 году, когда актрисе было уже 57 лет. Но она была в великолепной форме, и впереди были новые концерты, и новые фильмы.
Всего их у Гурченко было 96. Последний, «Пестрые сумерки», датирован 2010 годом.
Можно, наверное, говорить еще о каких-то кругах, вспоминать какую-то житейскую суету, но, ей-богу, не стоит. И не потому только, что «о мертвых либо хорошо, либо ничего», а потому, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. К тому же в феврале этого года Людмиле Марковне пришлось пережить гораздо более серьезную травму – перелом ноги.
И вообще!..
Как, вы думаете, могла чувствовать себя актриса, когда в сетке вещания всех ведущих телеканалов страны постоянная появлялась «Карнавальная ночь», в которой ей всего-то был 21 год?.. Легко ли было выдерживать ей конкуренцию с самой собой, только совсем молоденькой?..
И вообще, забудется это все скоро, забудется.
А великие фильмы, великие роли, песни, спектакли, книги – останутся!

Мой любимый Незнайка

Мой любимый Незнайка
В произведениях замечательного писателя Николая Носова про маленьких человеков Незнайка появился в 1953 году, в рассказе «Винтик, Шпунтик и пылесос». Ну а затем, в 1953-54 годах в украинском журнале «Барвинок» была опубликована первая повесть, а, вернее, первый роман из быстро ставшей очень популярной трилогии про Незнайку – «Приключения Незнайки и его друзей». Второй роман, «Незнайка в Солнечном городе», вышел в 1958 году, а третий, «Незнайка на Луне» — в 1964 году. В конце 1960-х годов трилогия была издана отдельным подписным изданием в трех томах, в светло-зеленой обложке. Во всяком случае, у моей тети они были именно в такой обложке, и она давала мне их читать всегда с назиданием – чтоб я не таскал книги с собой в школу, не читал за едой и вообще обращался с книгами бережно.
Тетю можно было понять! Книги тогда в нашей стране издавались огромными тиражами, но их все равно не хватало, и суметь подписаться на «Незнайку» было уже огромной удачей.
К счастью, все истории про Незнайку я читал в самом правильном возрасте – примерно лет в 9-11, потому они произвели на меня глубочайшее впечатление. Ну и не только на меня, конечно. Многие поколения детей были влюблены и в этого героя, и в эти книги. И сейчас, конечно, у них есть поклонники-дети.
Правда, сейчас эти истории выглядят уже архаично, прежде всего по технологическим соображениям. К примеру, в романе «Незнайка в Солнечном городе» автор рассказывает о магнитофоне как об одном из чудес науки и техники.
Ну а роман «Незнайка на Луне» в негативных красках рассказывает о капиталистическом обществе. Очень интересно, как этот роман воспринимают современные российские дети-читатели. Ведь мы теперь в этом самом капиталистическом обществе живем!.. И героев по имени Жулио или, допустим, Скуперфильд каждый из нас в нынешней жизни встречал неоднократно.
Но все-таки хотелось бы надеяться, что сам по себе Незнайка никогда не устареет и будет оставаться популярным у новых и новых поколений читателей.
Уж очень он симпатичный! Хвастливый, конечно, задиристый, чересчур самостоятельный, часто лезет куда не надо, прямо как непослушный ребенок… Впрочем, Незнайка ведь и есть самый настоящий ребенок. И одет по детски ярко – синяя шляпа, желтые штаны, оранжевая рубашка, зеленый галстук… Только «ку» не говорит!..
Противоположность Незнайки – Знайка. Этакий вундеркинд – умный, начитанный, все-все знает, и всегда-всегда ведет себя правильно. Конечно, в реальности такие дети, как Знайка, тоже встречаются, но их не всегда любят. В книге Носова Знайку не только любят, но и уважают.
И это правильно. Потому что в сказках должны быть четко расставленные ориентиры.
Но надо сказать, что Знайка и Незнайка не только дополняют друг друга, но не могут и обойтись друг без друга, прямо как в жизни.
И это тоже правильно.
Потому что мы тоже без них обоих обойтись никак не можем!

Единство и борьба противоположностей.

Сколько длится человеческая история, столько и длится интерес к противоположностям. Стихи и прозу, лед и пламя, принцев и нищих, богатство и бедность, честь и пороки людская фантазия сводит в вечной борьбе. И чем ни более достоинства уступают в этой борьбе в реальной жизни, тем большим успехом пользуются немногие реальные, а гораздо более чаще выдуманные истории, когда схождение казалось бы несоединяемого порождало красивую и в меру поучительную концовку.
Например, сказочная история Золушки получила совершенно неожиданное продолжение в современности. Веками аристократия жила маленькой кастой. Когда Пугачева пела про принцессу – что в родне у ней все были короли – от исторических фактов она уклонялась крайне незначительно. Но законы биологии одни и для голубых и для прочих кровей. Перекрестные браки стали приводить к тяжелейшим наследственным болезням – плата всех биологически «чистых» линий. Получился парадокс, которыми славна наша жизнь: аристократы стали вынуждены улучшать (!) свою кровь! И мы видим, что кастовые браки становятся все менее популярны. И если ранее невыскоаристократичный супруг вызывал скандал, то сейчас такого рода неравные браки стали обыденностью. Правда кухаркиным дочерям ловить все равно нечего, так что сказочность истории по большому счету сохранилась )). Даже стала еще обиднее, дочки мачехи занялись фитнесом, обучились хорошим манерам и утерли-таки нос своей сводной сестренке в туфлях-маломерках.
Единство и борьба противоположностей.

А вот истории сказочных обогащений честным путем, хотя и имеют значимые примеры из реальной жизни, все-таки слишком часто не могут быть более чем сюжетами фантастических романов. Слишком много вокруг денег крови и обмана.
Гораздо более поучительны истории людей изломанных физически, но сумевших доказать себе и окружающим, что они способны на совершенно незаурядные поступки. Еще большего уважения заслуживают те, кто борются с недугом даже не имея утешения в славе спортивных побед или общественного внимания. Самые великие подвиги – те, что останутся безвестными.
А в более простых случаях, схождение неодинаковостей порождает вполне жизнеспособные результаты. Расовые и даже разнонациональные полукровки в среднем более красивы, здоровы и стойки к жизненным трудностям. Ну, надо и отметить, что чаще всего такие союзы не приветствуются обществами – и закалка характеров практически обеспечена. Конструктивный диалог с разных точек зрения часто порождает новации. И даже в насквозь рациональном мире денежных спекуляций, в ее сосредоточии как биржа, приехавший на шикарном автомобиле может почтительно спрашивать совета у собеседника, добравшегося на метро.
Ведь только различия порождают движение. При этом, конечно, определяющим является степень различий и управляемость движений. Ураган никогда не был символом созидания, что в понятии страстей или просто атмосферного явления. Может его и красиво наблюдать со стороны, но мало кто захочет пройти через него добровольно. Вот про безумства таких храбрых и поют песни. Они и становятся героями современных сказок. А что – нашему миру именно сейчас крайне нужны нравственные ориентиры.