Архив за день: 26.03.2011

Когда вернутся сказки.

Когда вернутся сказки.
Посмотрел я сегодня опять «Каникулы Петрова и Васечкина», хотя и фрагментарно, и что-то опять мне сильно взгрустнулось. Все-таки никуда не денешься от ностальгии по великолепным советским фильмам, снятым и для детей и для взрослых так здорово, что их с одинаковым интересом смотрели и те, и другие.
И сейчас, надеюсь, смотрят. Когда есть возможность.
Между прочим, снят был этот фильм в 1983 году, то есть в ту самую неповторимую эпоху, когда прежние сказки, с которыми мы прожили много десятилетий, вот-вот должны были уступить место новым.
Ну и уступили, естественно.
Вам как, нравятся эти сказки, в которых мы все сейчас живем?..
Это ведь именно сказки, потому что очень бы не хотелось верить, что реальность должна быть вот такой.
Главная из теперешних сказок – это, конечно, сказка про золотой горшок, который, правда, золотым оказался только внешне, а внутри у него совсем не золото, а сами знаете, что!..
Ну, я уже много раз про это писал, и тут, и в других местах, и другие писали, и еще напишут, тут и в других местах – в общем, речь о том, что за что боролись, на то и напоролись, и также о том, что все надо пережить на собственном опыте.
Очень хочется верить, что переживем.
У нас, собственно, есть хорошее средство, хороший такой инструмент, чтобы пережить это странное время, которое на самом деле может быть вовсе и не время, а безвременье?..
Это средство – сказки, конечно.
Только не эти, из «золотого» горшка, а те, настоящие, которые в книжках и вот в таких фильмах.
Александр Сергеевич ведь был прав, хотя эта его мысль и выглядит сейчас банальной: «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок!».
А это не банальность, это вечная истина. Которую очень полезно вспоминать время от времени. И, вспоминая, кое-что для себя подчеркивать – чтоб никогда не забывать.
Итак, сказка – не ложь! Она – намек. И она – урок. А кому она урок?.. Добру молодцу! Чтобы он, соответственно, вооружался этой сказкой, и шел с ней на бой.
А за что?
За правду, конечно.
Которая и вырастает из сказки.
Конечно, такой жизни, которая показана в фильмах про Петрова и Васечкина, а также про Сыроежкиных-Электроников, и про Гостью из будущего, на самом деле не было в наших рядовых советских школах.
Но все знали и верили, что она такой должна быть.
Все к ней так или иначе стремились. В меру своих сил и своей воспитанности.
Вот это стремление очень важно для всех нас.
Это ведь только скоты какие-нибудь никуда не стремятся. Их погоняют, разные там пастыри и ловцы человеческих душ, они и бредут себе на убой, как на водопой.
А людям все-таки свойственно стремиться к чему-то более высокому, нежели содержимое «золотого» горшка…

Великая Америка.

Великая Америка.США – страна всемирно известных фильмов, законодательница моды, родина самых громких музыкальных хитов. Все мы смотрим эти фильмы, слушаем эту музыку. А помимо этого, мы одеваемся так, как советуют дизайнеры, многие из которых — тоже американцы. Так почему все мы, которые и дня не проживут без «продуктов» этой страны, так часто или непрерывно критикуем её и всем сердцем, не скрывая этого, не любим?

Я же, без тени стеснения могу заявить о том, что не просто не имею ничего против Америки, я люблю эту страну и в некоторых моментах даже восхищаюсь ею.

Для начала хочется сказать о кино. Самые известные, громкие или напротив меланхоличные, романтические или же кровавые, безгранично фантастические или же рассказывающие самую сухую правду жизни, – какими бы они ни были, на все времена они несомненные хиты мирового кинематографа. И сейчас я говорю не только о тех картинах, что смотрят мои соотечественники, я имею в виду несомненную классику: «Огни большого города» 1931 года, под режиссурой блистательного Чарльза Чаплина, «Унесённые ветром», снятые в 1939 году Виктором Флемингом, эпический «Список Шиндлера» 1993 года, Стивена Спилберга.

Не является тайной, что крупнейшие концерны по производству мирового кино родом из Америки: Warner Bros. Entertainment, Inc. или просто Warner Bros., основанная ещё в 1903 году четырьмя братьями Уорнер, Paramount Pictures Corporation, существующая на протяжении целых 98 лет, 20th Century Fox Film и Columbia Pictures Industries, о которой знает каждый, слышавший небезызвестную строчку из пени «Коламбия Пикчерз не представляет…». И подавляющее большинство фильмов, которые выходят на мировые экраны, сняты при участии этих великих, американских корпораций.

А в кино не обойтись без музыки. Как раз таким образом рождается большинство музыкальных хитов. Взять, к примеру «Moon river», написанную Джонни Мерсером и Генри Манчини к фильму «Завтра у Тиффани», где малышка Одри Хепберн съедала свой завтрак возле витрины ювелирного магазина в самом центре Нью-Йорка. А одета она была в великолепное платье, в каких без стеснения или каких либо «задних» мыслей прогуливаются жительницы Манхеттена. А платья эти придумывают такие дизайнеры, как Оскар Де Ларента, Вера Вонг, Донна Коран, Марк Джейкобс, Карл Лагерфельд – главный дизайнер модного дома Chanel, Джон Гальяно (Dior). Вы скажите, что дома моды Chanel и Dior находятся во Франции, впрочем, как главное сосредоточие высокой моды, так и при чём же здесь «моя Америка»? А я отвечу вам словами самой Коко Шанель: «Мода становится модой только тогда, когда выходит на улицу», и пусть рождается мода во Франции, таковой она становится на улицах, улицах Нью-Йорка, города, на чьи небоскрёбы забирался даже Кин-Конг, города, горожане, которого возвели здание, именуемое самым высоким в мире, всего за 410 дней во времена Великой Депрессии.

Вот они, американцы: баснословно красивые девушки в дизайнерских платьях завтракают у витрин с бриллиантами; во времена, когда всё увядает, они строят самые величественные здания, снимают мировое кино и одевают нас так, как это угодно только им. И, быть может, ненависть к ним и их стране вовсе не ненависть, а зависть?

Ласло Папп. Трудно ли стать чемпионом трех Олимпиад?

Во времена моего безоблачного детства и лучезарной юности имя этого выдающегося венгерского боксера знал практически каждый пацан. И заиметь, если не точно такой же, то не менее сокрушительный крюк левой, как у него, мечтали многие. Далеко не у всех это получалось.
Ласло Папп. Трудно ли стать чемпионом трех Олимпиад?
А уж стать трехкратным олимпийским чемпионом…

Кроме Ласло Паппа это удалось только двум боксерам. Прошло почти полвека – 24 года – прежде чем кубинец Теофило Стивенсон повторил выдающееся достижение знаменитого венгра. На летней Олимпиаде 1980 года, в Москве, он стал трехкратным олимпийским чемпионом. Ещё через 20 лет, в Сиднее, его соотечественник, Феликс Савон, в третий раз поднялся на верхнюю ступеньку олимпийского пьедестала.

Три человека… За целое столетие всего три человека смогли сделать это. Трижды стали олимпийскими чемпионами в таком виде спорта, как бокс.

Вот вам и ответ. Легко? Трудно ли? Чертовски трудно.

Потому что помимо данного от природы или поставленного упорными тренировками удара, должно быть что-то ещё.

Во-первых, как мне кажется, — целеустремленность. Нужно очень хотеть сделать это, чтобы оно, в конце концов, всё-таки получилось.

Во-вторых, работать, работать и ещё раз… Работать! Только тех, кто любит труд, пионерами зовут. Но и к олимпийским чемпионам, тем более, — трехкратным, это относится в полной мере.

И в-третьих… Сила, она конечно, солому ломит. Но чтобы победить соперника, который, так же как и ты, нацелен на то, чтобы пройти дальше и взойти на олимпийский пьедестал, одной её мало. В «квадрате» нужно не только бить. Но и думать.

Все эти качества были у Ласло. Именно поэтому он смог стать тем, кем стал. Но обо всём – по порядку.

Для Ласло Паппа всё началось на Лондонской Олимпиаде 1948 года.
В первом бою его соперником был известный боксер тех лет, финн Вале Реско.

И уже во втором раунде рефери в ринге открыл счет:

— Один, два… Десять!

Нокаут.

В следующем бою люксембуржец Вельтер капитулировал перед Ласло Паппом ещё быстрее. Венгру потребовалось меньше двух минут, чтобы уложить соперника на пол ринга.

Столько же продолжался и бой с бельгийцем Кавиньяком, который Ласло опять выиграл за явным преимуществом. И это — несмотря на то, что в своём предыдущем бою бельгиец одержал победу над американцем Джонсоном, отправив его в нокаут.

В финале Папп встретился с любимцем лондонской публики, англичанином Джоном Райтом. Зал, собравший восемь тысяч зрителей, был явно не на стороне венгра. Да и судьи крайне скупо отдавали очки Ласло, «не замечая» пропускаемых Райтом ударов. И всё же преимущество Паппа было явным. Двое судей из трех отдали победу ему.

Так Ласло Папп стал олимпийским чемпионом в первый раз.

Этот успех он повторил на своей второй Олимпиаде, в Хельсинки. Хотя, позже Ласло не раз называл её самой сложной. Уже в самолете он почувствовал себя плохо. Его тошнило, кружилась голова. Первые два дня в Хельсинки пришлось провести в постели.

Но уже первый бой с американцем Веббом, который был выше 167-сантиметрового Ласло почти на целую голову, Папп выиграл нокаутом.
Следующего соперника, канадца Шассе, венгр отправил «отдыхать» на пол ринга на восьмой минуте поединка, достав его своим крюком левой в голову.

У болгарина Спасова и аргентинца Херреры Ласло выиграл по очкам.

И вот – финал. В котором соперником Папа стал боксер из ЮАР Ван Шальквик, оказавшийся на полу в третьем раунде. После проведенной венгром комбинации из трех хуков. Правда на счет «восемь» Шальквик поднялся с пола и продолжил бой. Но когда прозвучал финальный гонг, ни у кого из присутствующих в зале, в т. ч. и у судей, не было ни малейшего сомнения в том, что Ласло Папп снова стал олимпийским чемпионом.

На следующей Олимпиаде, в Мельбурне, одним из самых сложных боёв для Ласло стал его второй поединок. С поляком Збигневом Петишковским, которому Папп проиграл накануне Олимпийских игр, на Чемпионате Европы 1955 года.

Уже в конце первого раунда венгр отправил своего соперника на пол. Но на счет «восемь» Збигнев смог подняться и продолжил бой. Гонг спас его от возможного нокаута. Восстановившийся в перерыве поляк собрался, и следующие раунды уже шли с переменным успехом. Но победу в этом бою судьи всё-таки отдали венгру.

Финал Ласло выиграл у перешедшего после Олимпиады в профессионалы и завоевавшего титул чемпиона мира темнокожего боксера из США – Хосе Торреса. Паппу уже исполнилось 30 лет. Его сопернику – чуть больше двадцати. На тот момент времени у венгерского боксера уже было шесть переломов кистей.

Но он — выиграл. И стал трехкратным олимпийским чемпионом.

Конечно, жизнь Ласло на этом не закончилась. В ней было ещё много чего.

В 1957 году он стал профессионалом. Для того чтобы 16 мая 1962 года своим коронным хуком слева нокаутировать Криса Кристенсена и стать чемпионом Европы. А потом шесть раз подряд защитить этот титул.

На профессиональном ринге Ласло не проиграл ни одного из 29-и проведенных боев и в 1964-ом ушел из профессионалов только потом, что венгерские власти аннулировали его право на работу за границей. Их логику можно понять — Как так? Гражданин социалистического государства и спортсмен-профессионал?

И Ласло понял. Хотя это решение ставило большой и жирный крест на возможности стать чемпионом Мира среди профессионалов, оно не озлобило его. Папп, в отличие от многих своих современников, не поменял
венгерский паспорт на другой, более престижный. Тот, который позволил бы ему продолжить профессиональную карьеру. И со временем надеть пояс чемпиона Мира. В том, что это было только вопросом времени, лично для меня, – нет никаких сомнений.

Да, Папп так и не стал чемпионом Мира среди профессионалов. Но разве это важно? Важнее того, что человек остался до конца верным Венгрии? Стране, в которой он родился. Гимн которой слушал весь мир, когда он поднимался на верхнюю ступеньку олимпийского пьедестала.

В 1971 году Ласло стал тренером национальной сборной по боксу. И оставался им 21 год, воспитав за это время немало талантливых спортсменов, в честь которых поднимался вверх флаг, а весь зал вставал, приветствуя победителя, и стоя слушал гимн Венгрии.

Наверное, не только спортивной карьерой, но и всей своею жизнью этот выдающийся венгр заслужил, чтобы мы вспомнили о нем. И его знаменитом крюке левой…

Вчера Ласло исполнилось бы 85 лет. 25 марта у него был День рождения. Думаю, об этом великом спортсмене и тренере в эти дни вспомнят многие…