За окном нашего дома растет береза. На ветке березы удобно устроилась большая галка. Сидит. Мороз минус двадцать. Она сидит, не шелохнется.
Уровень пятого этажа. Ощутимый ветер. Сидит. Хоть бы хны! Я смотрю. Минута, другая, третья… Пятая.. Надцатая… Сидит! Видимо, комфортно ей на такой высоте и на ветру. Закаленная! Привычная к суровому климату!
Выхожу, захожу, поглядываю в окно. Сидит. Вот так, неподвижно на ветке, прикрыв глаза, просидела около четырех часов!.. Потом все-таки улетела. Проголодалась, видимо. Полетела искать пропитание. На вид ничего так, пушистая, упитанная даже. Значит, с пропитанием все в порядке. Помоек много!.. Галки и прочие птицы часто там роются, прямо в мусорных баках. А вообще они питаются червями, мелкими грызунами, разоряют гнезда мелких птиц, ну и, если уж совсем проголодаются, могут есть и разную растительную пищу. Вон сколько на ветках замерзших маленьких ранеток!..
Когда наступила весна, я очень надеялся, что на этой же самой березе галки совьют гнездо, и буду я наблюдать, как они высиживают и выращивают птенцов.
Нет, не свили. Оно и понятно – слишком опасно. Окна квартир близко, в квартирах жизнерадостные дети с рогатками и китайскими игрушечными пистолетами… А галки, между прочим, отличаются очень хорошей памятью. Раз и навсегда запоминают того, кто их гнезда разоряет. Разоритель пойдет мимо, а галки крик подымут «на всю Ивановскую», в назидание своим галчатам. «Смотрите, мол, дети, этот дядя нехороший! Надо его опасаться! Надо ему на голову нагадить, чтоб знал!..»
Да, прицельное бомбометание…
Кстати, как галки вьют гнездо, я все равно увидел. У нас рядом натоптанная тропка через березовую рощицу в зоне железной дороги. И вот там-то, в той рощице, семейства галок и свили себе гнезда.
Интересно было наблюдать, в апреле месяце, как они их строили. Часто ссорились при этом, иногда дрались даже. Видимо, не могли прийти к согласию по поводу внешних архитектурных особенностей гнезда и его внутренней планировки и отделки. Хотя все галочьи гнезда, как и вороньи, и сорочьи, внешне выглядят довольно грубо – просто как куча веток.
Зато внутри… Галки устилают его соломой, тряпочками, мятой бумагой. Дырки затыкают! Удобно там и яйцам лежать, и птенцам сидеть. Уже в конце апреля или самом начале мая галки сносят от 3 до 7 яиц, и, успокоившись, высиживают их попеременно. В это время галки успокаиваются, знают, видимо, что деток нервировать нельзя!
Вылупляются галчата во второй половине мая или к концу мая. А уже во второй половине июня первый раз вылетают из гнезд. И жизнь продолжается снова!
Галка – птица не только умная, но и дружная, легко объединяется с другими птицами своего семейства врановых. Вот только в начале лета от нее надо свежие всходы на грядках оберегать. А то любят галки свежей мягкой зеленью от весеннего авитаминоза полечиться!..
Зато галки уничтожают множество червяков и разных вредных насекомых. Пользу сельскому и дачному хозяйству приносят! Свой вред весенним всходам компенсируют.
Впрочем, в природе все разумно устроено. Ничего вредного в ней и не бывает.
Архив за день: 13.02.2011
Партизанское движение в Белоруссии: особенности национальной охоты
Говоря о партизанском движении на территории Белоруссии, обычно имеют в виду партизанов времен второй мировой войны. Однако, белорусская партизанщина имеет давние традиции, уходящие в глубину веков. И события, происходившие во время немецко-фашистской оккупации, это всего лишь естественное следствие, логическое продолжение обычной встречи любых захватчиков, покушающихся на территорию.
Не будем углубляться во времена Ягеллонов, а вспомним более близкие к нам события. В частности – Полтавскую битву. Справедливо говорят, что Карл XII нашел свое поражение под Полтавой, но мало кто помнит, что если бы перед этим не было сражения под белорусским городком Пропойском (ныне – Светлогорск), то исход Полтавской битвы мог бы быть сомнителен. А под Пропойском русские войска, усиленные многократно белорусскими крестьянами из близлежащих деревень, разгромили шведский обоз, лишив армию Карла XII трехмесячного (!) запаса продовольствия, оружия и т.д.
Следует учитывать, что у шведского короля была любопытная особенность: он несомненно был бы гениальным полководцем, если бы не одно «но» — Карл XII был весьма небрежен в обустройстве снабжения войск. Так, регулярного снабжения продовольствием обычно не было, армия была вынуждена обходиться тем, что могла награбить в поселениях по ходу войск. Но грабить белорусские деревни – занятие весьма неблагодарное. Крестьяне здесь, наученные горьким опытом вечной жизни в пограничном районе, раздираемом массой междоусобиц, всегда умели прятать свою собственность не просто хорошо, но виртуозно. Настолько, что простым наскоком фуражиров взять ничего невозможно. Да и не простым тоже. Обычно в наличии имелась крестьянка, окруженная кучей детей, рыдающая над пустой миской. При этом муж ее вполне мог сидеть в близлежащем лесочке, охраняя надежно зарытую собственность. Так что под Полтаву шведская армия пришла изрядно ощипанная и оголодавшая. А это только собаки становятся злее от голода, солдаты же – слабеют.
Еще хуже пришлось в Белоруссии Наполеону. Если Карла XII лишь слегка пощипали, то армию Бонапарта ощипали, насадили на вертел, а уж поджаривать предоставили регулярной армии. В опубликованных воспоминаниях французских военачальников явственно проскальзывают нотки отчаяния, когда речь заходит о Белоруссии. Так, один генерал писал: «Армия могла питаться лишь тем, что добывали мародеры, организованные в целые отряды; казаки и крестьяне ежедневно убивали много наших людей, которые отваживались отправиться на поиски».
Белорусские крестьяне целыми деревнями уходили в леса. Все добро уносили с собой. Что не могли унести – прятали, закапывали, что не могли спрятать – сжигали. Принцип простой: не мне, так и никому, а уж тем более врагу!
Ежедневно в деревнях отстреливались французские солдаты. Для охраны фуражиров приходилось выделять дополнительное сопровождение. И это не помогало – сопровождение исчезало вместе с фуражирами (белорусские болота известны своей прожорливостью). Маленький факт – ни один французский фельдъегерь не доехал до места назначения. Белоруссия стала для французов своеобразным Бермудским треугольником, где бесследно исчезали солдаты, обозы, почта. Армия фактически оказалась отрезанной от метрополии.
О партизанах второй мировой войны подробнее поговорим в другой раз, но вот два маленьких факта: весь период оккупации Белоруссии каждые 3-5 минут что-либо взрывалось (железные дороги, мосты, ремонтные предприятия и т.д.); по различным данным численность белорусских партизан составляла от 300 до 500 тыс. человек (это не считая добровольных помощников). Недаром, получив назначение в Белоруссию, любой немецкий солдат или офицер начинал немедленно писать завещание – выбраться живым из этой мясорубки было весьма затруднительно.
Маленькое лирическое отступление. Знаете ли вы кавказских овчарок? Великолепные собаки. Огромные, смахивающие на медведей (в основном из-за круглых ушей и квадратно-тупой формы морды). У этих собак есть интересная особенность: они прирожденные охранники, не нуждающиеся в специальном обучении. Выпустите кавказскую овчарку на огороженный участок, и она немедленно пометит все углы и приступит к охране периметра. Гипертрофированное чувство территории. Любой, посягнувший на помеченную территорию, является врагом, подлежащим уничтожению.
Так же и белорусы. У них такое же гипертрофированное чувство территории. Если за ограду просовывается чужой палец, то его могут оттяпать вместе с рукой, а то и с головой (а белорусские болота, как уже упоминалось, славятся прожорливостью). К тому же, после всех войн, прокатившихся по территории Белоруссии, имеется значительный запас оружия. Есть даже единороги петровских времен – в абсолютно рабочем состоянии, снабженные боеприпасами! Что характерно – это оружие никогда не всплывало ни в каких «бандитских разборках» и т.д. Даже в бурные 90-е годы это оружие продолжало оставаться в схронах.
Если внимательно изучить милицейскую хронику Белоруссии, то выяснится, что ежегодно изымается существенное количество оружия. Известен случай, когда был изъят танк! Настоящий «Тигр», с полным боекомплектом. Стоял себе посреди болота (кстати, считалось, что по этому болоту не то что проехать, пройти невозможно, но местные крестьяне знают тропинки), законсервированный по всем правилам. Когда у «хозяина» спросили: «Мужик, ну вот ответь, танк-то тебе зачем?», — седоватый дядя почесал в затылке и ответил: «Ну, нехай будет!». Бывало, что гаишники останавливали охотников и обнаруживали у них… нет, не охотничьи ружья, а настоящие гаубицы времен второй мировой войны. Объяснение простое: кабанчики нынче злые. А после смерти некоторых старых партизан оружие из погреба вывозить приходилось грузовиками. Назначение таких схронов простое: а вдруг опять враг, опять в леса, опять партизанить?
Так что партизанство у белорусов в крови. Так же, как у кавказских овчарок. Охранный инстинкт. «Нам чужой земли не надо, но своей врагу не отдадим».
Пособие начинающего карьериста. Практические советы
Все хотят успешности в карьере. Но, на пути карьерного роста есть немало препятствий. Как их разрешить и обойти печаль невзгод, как поется в одной песне?
Больше общайтесь. Чем лучше вы будете знать коллектив, тем легче вам определить союзников и противников, собственные перспективы и перспективность команды, членом которой вы еще не стали. Естественно, важно не пересолить суп, общение ни в коем случае не должно быть навязчивым. Его суть – вас пригласили – вы задали один, два вопроса. Дальше – по обстановке.
Войдите в команду. Современная работа крайне редко является простой суммой вкладов одиночек. Всегда есть некоторые перекрытия обязанностей, цепочки работ, взаимозависящих друг от друга. Геометрия работ очень часто определяет алгебру отношений. Станьте на острие проблемы и не забудьте того, что решать ее нужно в команде, благодарить за работу команду. А ваша скромная роль – понемногу брать в свои руки нити управления и отчетные данные. Существует распространенное мнение, что хорошие специалисты капризны, чрезмерно требовательны и неуживчивы. Самое лучшее для вас – не соответствовать этому стереотипу. Например, автор крайне редко отказывался от малоквалифицированной работы. Но, при этом старался на этот период максимально возможно «завалить» свой участок, чтобы навести руководство на мысль пожалеть о решении заткнуть им «дыру». Повадились использовать в качестве курьера? Максимально переводите звонки клиентов на это время отсутствия. Когда они начнут звонить уже начальнику – мысль гонять за почтой усохнет сама собой. Конечно, способ достаточно рискованный – но 100% лучший, чем вставать в позу – что нанят не рассыльным. Необходимо приучать к мысли, что квалифицированные кадры неприкасаемы при решении неквалифицированных дел. Естественно, квалификация должна быть действительно высокой, а проблемы достаточно сложными для коллег, которые могли бы вас подменить на время. В абсолютном большинстве случаев незаменимых работников, тем более руководителей нет. Но, во первых, никто не запрещает вам создать иллюзию своей незаменимости. А во вторых – подпирать ее более-менее красноречивыми фактами. Никто не любит делать чужую работу и не рвется заменит «бойца в окопе». А раз вы решаете проблемы быстрее, лучше и тише – то все будут жалеть о вашем отсутствии, когда находитесь в отпуске, командировке, на больничном, да хоть в запое! )).
Помните, что отдых это не только безделье, но и смена занятия. Чем шире ваш профиль, тем больше у вас возможностей для отдыха второго рода. Знания из смежных профессий часто приходят на выручку, когда вы в тупике.
Планируйте. Тот кто не имеет цели – никуда не придет. Можно сколь угодно мечтать о карьерном росте, но больший шанс преуспеть имеет тот, кто поступенечно представляет свою карьерную лестницу и обосновывает каждый свой шаг соответствующими достижениями.
Наконец, постоянно ищите шансы и не бойтесь ими пользоваться. Неудачи неизбежны, но только они являются основой для будущих успехов.
Эпидемия бесчувственности
Миллионы девушек живут в «мире глянца»: Vogue, ELLE, Cosmopolitan. И это скорее хорошо, нежели плохо: ты всегда в курсе последних модных событий, как в одежде, так и в литературе, кино, интерьере, сексе и даже кулинарии. «Мир глянца» со всеми его советами пришёлся нам по душе, ведь теперь мы многое знаем о моде; мы стали более просвещёнными в вопросе, как отношений, так и секса; теперь мы даже знаем, что по душе, а что нет мужчинам; мы можем учиться на чужих ошибках и точно знать, какой бальзам лучше подойдёт для наших волос. Вот он блистательный, предельно полезный мир глянца! Но, а как, же наши чувства?
Постепенно наступило то время, когда мы, девушки и женщины, стесняемся прямо говорить о своих чувствах. И сейчас речь идёт не о стрессе на работе и о тех советах, как его преодолеть. Я говорю о самых настоящих, искренних чувствах, которые проявлять сейчас стало почему-то немодно. Мы цинично всё отрицаем, трусливо пряча все свои переживания под подушкой. Быть может, наши чувства не всегда красивы, но они и не могут иметь изящный силуэт и модный в этом сезоне принт. Мы не всегда можем выразить их острой фразочкой вроде тех, которыми умело, разбрасывается Кэрри Брэд Шоу – всё, что мы можем высказать, когда переполнены чувствами, так это нелепый набор слов, который вряд ли понравится главному редактору журнала Cosmopolitan. Так оно и происходит…. Мы боимся рассказать миру о своих самых громких, самых невероятных, пусть иногда банальных, чувствах. Мы делимся самыми различными проблемами, но только не своими чувствами! И это стало похожим на новое, ни кому неизвестное заболевание, которое подхватить, однако, стремятся все. «Эпидемия бесчувственности» — новая чума двадцать первого века.
Так почему любимые столькими девушками журналы молчат об этом?! Мы живём в «мире глянца», мы находим там ответы, мы спасаемся в этом мире от разочарований мира реального, но почему, я говорю это буквально умоляющим тоном, почему нам не могут сказать главного? Мы не должны бояться быть банальными или нелепыми – мы должны лишь чувствовать и научиться искренне об этом говорить.