Архив за день: 28.04.2009

Является ли Россия информационным обществом?

Является ли Россия информационным обществом?Как на мой взгляд, для ответа на поставленный вопрос необходимо уяснить основные категории, без которых невозможно понять, а что же такое «информационное общество» по своей внутренней сути.

Если говорить об отдельных составляющих этого понятия, то информация является субстанцией, которую в чистом виде, как совокупность определённых знаний, невозможно ни передать, ни принять, ни хранить. Её носителем всегда является сообщение. Информация не существует сама по себе, а только через использование носителя, которым может быть очень многое — от звука или сотрясания твёрдых предметов до импульсов электрической энергии. В настоящее время наиболее часто используемые виды таких носителей — текстовые (книги, письма, документация и др.) и электронные.

Информация является единственным средством взаимодействия человека, как с другими людьми, так и с познаваемым миром. Обо всех моментах, когда кто-то что-то «узнал» можно сказать, что он — «получил информацию». Сам процесс познания возможен лишь благодаря способности человека выделять из окружающего мира информацию и встречной способности мира быть проводником передачи информации.

В части понятия «Общество» говорят, что следует различать его узкий и более расширенный смыслы. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что «информационное общество» есть сложная социальная система, в которой связи, взаимоотношения и отношения людей существенно зависят от сбора, обработки и передачи информации. И тогда к чертам, отличающим информационное общество от любого другого, можно отнести:
— увеличение роли информации и знаний в жизни общества,
— возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте,
— создание информационного пространства обеспечивающего эффективное взаимодействие людей и их доступ к информационным ресурсам.

Если по порядку.
Первое. Роль информации в современной России неуклонно снижается. Полная, объективная и всесторонняя информация нужна в первую очередь для принятия правильных и соответствующих конкретной ситуации (экономической, политической и др.) решений. «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Так говорил знаменитый Архимед из Сиракуз. В то время просто не придавали такого значения информации, как сейчас, иначе бы философ несколько изменил бы свою фразу. Но современный человек прекрасно понимает, что мир можно перевернуть, не только имея точку опоры, но и обладая информацией.

Информация нужна. Но. Кому? При усилении вертикали власти, на что направлены организационные и административные усилия нынешнего политического руководства России, значительно снижается круг лиц, которым для принятия решения нужна информация. Решения принимает один человек. Где-то там, на самом верху вертикали. Все остальные – исполнители. И их задача – не думать, а исполнять. Даже не задача. Обязанность. Потому, чем меньше думает исполнитель, тем лучше функционирует вертикаль. Принцип «я — начальник, ты – дурак» отвергает необходимость информационного обеспечения исполняющих звеньев вертикали. Дуракам информация ни к чему.

Об этом же говорит и современное состояние системы образования. Если ранее среднее образование было обязательным, то сегодня принцип обязательности уже ушёл в историю. Конечно, можно подобрать какую статистику, но насколько это необходимо? Ни для кого не секрет, что количество средних образовательных учреждений сокращается. На их базе создаются учреждения основного (не полного) образования, которые, в свою очередь, преобразуются в начального. Что, исходя из логики современной российской политической организации, совершенно верно. Исполнителю нужен тот минимум информации (лошади кушают овёс, Волга впадает в Каспийское море), который ему необходим для работы и не будет помехой при добросовестном исполнении им своих функциональных и должностных обязанностей.

Второе. Двумя крупнейшими сегментами внутреннего валового продукта (ВВП) России являются промышленность и торговля — 36% и 26% соответственно. Основную долю промышленного производства и торговли, в свою очередь, составляет продукция нефтегазовой отрасли — она обеспечивает порядка 30-32% ВВП, что говорит о сырьевой направленности отечественной экономики и практически сводит на нет её информационную составляющую. Для того, чтобы занять достойную и стабильную позицию на мировой арене, России необходимо не только развивать обрабатывающий сектор промышленности, но и реализовать свой научный потенциал. Что практически невозможно без серьёзных инвестиций, а также — более равномерного их распределения между отраслями экономики (на данный момент до 50% всех инвестиций в России приходится на сырьевые отрасли).

Однако, как показывает практика, делать этого никто не собирается. Что даёт российской политике информация? Да ничего. А чтобы давала в неё надо вкладываться большими деньгами не год и не два. А на личное потребление тогда откуда?! Другое дело – нефтегазовая составляющая. Кран перекрыл только Украине, а вся Европа забегала. Дёшево, а как сердито. Особенно, если зимой.

Третье. Я уже отмечал, что сегодня основными носителями информации, используемыми на практике, являются — текстовые и электронные. Насколько они обеспечивают создание информационного пространства, эффективное взаимодействие людей и их доступ к информационным ресурсам?

Большая их часть – никак. Например, бумажные СМИ и телекоммуникационные информационные системы. Да они и информационными не являются. Перейдя под бдительный организационный и цензорский контроль государства они все… Все, все. Или может кто-то может сказать, что сетка вещания или информационный блок ОРТ чем-то отличается от РТР? Или от НТВ? Да нет. Везде пусть и разные, но одного содержания сериалы про любовь или доблестные правоохранительные. Или стандартные развлекательные программы.

Собственно, какой информации ни бумажные СМИ, ни телекоммуникации своему потребителю не предлагают. Да и не могут предлагать. Потому что права на то не имеют. У них другая задача. Обеспечение эффективного усвоения зрительской и читательской аудиторией официальной государственной идеологии. А идеология это не пространство. И даже не сегмент этого пространства. Узкий, но правильно ориентированный и направленный вектор.

Так что информационного пространства в Росси практически нет. За исключением Интернета. Но. Если в городах эта сеть достаточно развита, то в сельской местности… Нет, Сеть пока не обеспечивает эффективного взаимодействия людей и их доступа к информационным ресурсам. Тем более, нужно учитывать, что люди старших возрастных категорий даже о том, что такое компьютер имеют чисто теоретические познания, не подкреплённые практическими навыками пользователя.

Если кто, прочитав мои размышления о полной непричастности к информационному обществу, скажет, что я не патриот своей страны… Он ничего не понял. Патриот — не тот, кто пьёт русский квас и, нахваливая его, считает, что у нас всё луч-че всех. Вернее, он – патриот. Но такой патриотизм имеет специальное качественное определение – квасной. Я – не квасной. Потому что понимаю, что не всё ладно в королевстве Датском. И для того, чтобы всё стало ладно, надо как-то исправлять и что-то менять. Сегодня я понимаю, Читать далее