Архив за день: 16.11.2008

Может ли "гадкий утенок" стать лебедем?

Кто не помнит сказку Андерсена «Гадкий утенок»! Про того самого утенка, который в конце концов оказался лебедем. Но то в сказке. В жизни для «гадких утят» все складывается несколько иначе. Но что же мешает им стать лебедями?

Может ли «Гадкий утенок» обычно не уверен в себе – в полном соответствии с персонажем сказки. «Гадкий утенок» изо всех сил старается понравиться птичьему двору, но терпит неудачу. В детстве он слишком тих и скромен, чтобы дружить с бойкими детьми, и этот комплекс недооценки себя остается с ним на всю жизнь.

Такие люди удивительно несчастливы в семейной жизни. Что не удивительно: обычно в спутники жизни им попадаются излишне авторитарные, подавляющие личности. Ведь только таким удается склонить «гадкого утенка» к браку. Дело в том, что «гадкий утенок» настолько не уверен в себе, более того, убежден в собственной непривлекательности, что может воспринять только самое грубое, нахальное ухаживание, так сказать, кавалерийский наскок. Менее «гусарские» методы он просто не замечает.

Семейная жизнь складывается по стандартному «гадкому» сценарию: сначала «гадкий утенок» терпит все, считая партнера по браку во всем правым, подчиняется любому требованию и никогда не отвечает на незаслуженные оскорбления (а они всегда есть, ведь «гадкий утенок» словно просит – «ударь меня!»). Затем возможны два варианта развития событий: либо «гадкий утенок» на мгновение поднимает голову и высказывает все накопившиеся обиды, что приводит к тому, что партнер по браку начинает чувствовать себя чуть не преступником, и решительно уходит (кому хочется чувствовать себя последней сволочью?); либо «гадкий утенок» продолжает мужественно терпеть, что заканчивается либо заболеванием на физическом уровне, либо нервным срывом, и в этот момент партнер по браку покидает «гадкого утенка». В любом случае семья разваливается. Да и была ли она, настоящая семья?

Детей своих «гадкие утята» обычно балуют, излишне опекают, что приводит к тому, что дети становятся совершенно неприспособленными к жизни, утрачивают уважение к родителю-«гадкому утенку» (он ведь сам себя позиционирует «гадким утенком»), у них позднее взросление, и они долгие годы сидят на шее у «гадкого утенка», да еще и погоняют. Когда же «гадкий утенок» уже больше не в состоянии везти, «благодарные» дети оставляют его в одиночестве так же, как до этого – партнер по браку.

Карьера «гадких утят» тоже оставляет желать лучшего. Они – вечные стрелочники, отвечающие за все. Они – первые кандидаты на увольнение во время сокращения штатов. Им поручают самую неприятную работу. Им платят меньше всех. И – никакого просвета.

Хуже всего то, что неуверенность в себе «гадких утят» приводит к катастрофическим последствиям даже в том случае, если они сталкиваются с человеком, который искренне хочет им помочь. «Гадкий утенок» начинает требовать себе все внимание, совершенно не думая о том, что у «помощника» могут быть свои дела, проблемы и желания. Более того, «гадкий утенок», обнаружив, что ему уделяют недостаточно внимания, не разбирается – почему так произошло, а просто тихо уходит. Насовсем. Безвозвратно. Его гонит комплекс неполноценности. «Кому я такой (-ая) нужен (нужна)?», — думает «гадкий утенок» при очередной неудаче. «Гадкий утенок» всегда чувствует себя виноватым. Во всем. «Этого следовало ожидать, ведь я ничего из себя не представляю», — конечно, после такой мысли остается только уйти. Вот только она несправедлива по отношению к самому «гадкому утенку».

Обычно «гадкие утята» красивы, талантливы, умны. Вот только они в это не верят. Им бы чуточку больше доверия к себе – и жизнь заиграла бы радужными переливами, и пришло бы счастье. Им бы понять, что не все проблемы мира нужно взваливать на свои плечи, и то, что где-то в кого-то стреляют, а где-то кто-то голодает – не их вина…

Для избавления от комплекса «гадкого утенка» рекомендуются специальные тренинги лидеров. Как только у «гадкого утенка» появятся задатки лидера, его проблемы растворятся, как сахар в воде.