Архив рубрики: Креатив

Голоса на заре

Голоса на заре
Выпускники детских садов ностальгируют о безоблачном детстве, выпускники школ – о любимой учительнице, мужчины в кризисе среднего возраста – о прошедшей удали, дамы в бальзаковской поре – о загубленной молодости. Ну а мы сейчас вновь поностальгируем о великолепных исполнителях и песнях конца 1980-х лет.
В этом импровизированном хит-параде на первое место можно смело поставить рок-группу «Альянс», с ее эпохальной песней «На заре».
Впервые эта песня, музыку к которой написал участник группы «Альянс» Олега Парастаев, вышла на альбоме 1987 года, но самое главное в ней не музыка, и даже не замечательный текст, а совершенно уникальный, завораживающий голос солиста группы Игоря Журавлева.
Именно в этой песне он раскрылся наиболее полно.
К сожалению, хотя у «Альянса» есть и другие, также очень хорошие песни, на уровне композиции «На заре» группе больше не удалось создать ничего.
Ну, так бывает.
В мире музыки есть так называемые исполнители «одной песни».
К ним относится и шведская группа «Europe», с ее композицией «The Final Countdown» («Последний отсчет»), которую мы впервые услышали в 1986 году.
Эта песню в нашем хит-параде мы поставим на второе место просто потому, что мы же вспоминаем сейчас песни, которые в свое время поразили наши, российские уши.
Она появилась, между прочим, на третьем студийном альбоме группы, но мало кто у нас слышал все эти альбомы, да и нет большого смысла их слушать, потому что все остальные песни «Europe» ни в какое сравнение не идут с «Последним отсчетом». Даже очень неплохая «Rock the Night».
На Youtube количество просмотров «The Final Countdown» — больше 30 миллионов! А «Rock the Night» — чуть более 2 миллионов. Конечно, это тоже грандиозный результат.
И тем не менее.
Третье место отдадим композиции «Замыкая круг», которую в 1987 году исполнила целая группа российских рок-исполнителей и эстрадных певцов.
При том, что из этой композиции очень сильно «торчат уши» песни «We are the World», написанной группой «Kelly Family», и записанной командой американских исполнителей под руководством Майкла Джексона, все-таки ее композитору и инициатору записи Крису Кельми удалось создать очень мощную вещь. Стихи к песне написала поэтесса Маргарита Пушкина.
А какие люди приняли в ней участие!
Александр Градский, Андрей Макаревич, Марина Капуро, Константин Никольский, Жанна Агузарова, Александр Ситковецкий, сам Крис Кельми и другие, всего 23 человека.
Причем даже нельзя сказать, что «эта песня и сейчас слушается очень хорошо».
Нет, она слушается и смотрится настолько великолепно, что все эти современные «звездуны» и «звездульки», которыми публику сейчас пичкают ТВ и FM-радиостанции, по сравнению с ней выглядят настолько жалкими, что практически приближаются к нулю.
Была, кстати, и еще одна эпохальная композиция, исполненная группой советских исполнителей чуть раньше, в 1986 году, и не где-нибудь, а в Таллине.
Называлась она «Здравствуй, мир!»
Написали ее композитор Лора Квинт и поэт Владимир Костров, а в исполнении принимали участие тоже очень яркие артисты – Валерий Леонтьев, Анне Вески, Ирина Понаровская, Юрий Антонов, Яак Йоала, группа «Маки».
Да, какие были люди!
Какие песни!
..Нет, надоело ностальгировать.
Хочу, чтоб сейчас тоже появлялись такие песни и такие исполнители.
И пусть это желание исполнится.

Блокбастеры второй свежести

Блокбастеры второй свежести
В знаменитом романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть сцена, когда Воланд упрекает буфетчика театра в том, что осетрина в буфете была плохого качества. Буфетчик оправдывается: «Осетрину завезли второй свежести». Воланд на это заявляет, что «свежесть бывает только первая, она же и последняя».
Эта фраза стала афоризмом, и ее знают даже те, кто никогда не читал «Мастера и Маргариту».
Но интересно, что вслед за этой фразой Воланд произнес еще одну: «А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»
Сказано предельно точно, не правда ли?..
Такой «осетрины второй свежести», то бишь совершенно тухлой продукции довольно много появляется сейчас как в шоу-бизнесе, мировом и особенно российском, так и в кино, мировом, и уж тем более – к сожалению – российском.
Но сейчас о российском не будем. Поговорим о мировом.
В конце 1970-х годов на мировые экраны, среди прочих качественных блокбастеров тех лет, вышли два великолепных фильма, которым было суждено стать эпохальными.
Это, прежде всего, первый фильм саги «Звездные войны» режиссера Джорджа Лукаса, вышедший на экраны в 1977 году и получивший название «Эпизод IV: Новая надежда».
И это фильм «Чужой» режиссера Ридли Скотта, вышедший на экраны в 1979 году.
Эти фильмы были сняты по оригинальным сюжетам, а в основу этих сюжетов были положены оригинальные идеи, причем родившиеся в головах людей, находившихся тогда в самом расцвете своего таланта.
Так что «осетрина» в обоих случаях была предложена кинозрителям свежайшая, да еще и мастерски приготовленная.
Естественно, после выхода этих фильмов последовали их продолжения, в случае с «Чужим» снятые другими режиссерами, а вот свои «Звездные войны» Джордж Лукас не отдал никому.
К сожалению, общепризнано, что последние три фильма этой саги, снятые как предыстория первых трех, оказались значительно хуже с точки зрения оригинальных идей и сюжетов.
Ну а когда ненасытные продюсеры принялись эксплуатировать идеи этих фильмов в разных подражательных киноподелках, то на экраны начали выходить фильмы и еще более низкого качества.
Вторая свежесть, что вы хотите!
Взять, к примеру, два фильма с главным героем по имени Риддик. Первый, «Черная дыра», вышел на экраны в 2000-м году. Второй, «Хроники Риддика» — в 2004-м. Над обоими фильмами работал один режиссер, Дэвид Туи, а в главной роли снялся Вин Дизель, который стал также и продюсером второго фильма этой новой как бы саги.
«Как бы сага» она потому, что ни в коем случае не является оригинальным продуктом. «Черная дыра» — это, фактически, те же «Чужие» 1986 года, Джеймса Камерона, а «Хроники Риддика» — это вылитые «Звездные войны» сами знаете кого, только в худшем исполнении с точки зрения сюжета.
При том, что второй фильм этой «саги» был снят с гораздо большим размахом, чем первый, он не сумел окупить затрат на свое производство, собрав 115 миллионов долларов при затраченных на его съемку 120 миллионах.
Уж слишком этот фильм похож на компьютерную игру, со схематично обозначенными героями, без глубокого раскрытия их образов.
А вот режиссерская версия этого фильма, выпущенная на DVD, была продана тиражом в несколько миллионов экземпляров – в первую очередь потому, что в ней были восстановлены некоторые сцены, глубже раскрывающие характеры героев.
В общем, кинозрители во вкусе осетрины и в качестве фильмов разбираются прекрасно.
Изумительное качество картинки, звука, спецэффектов по-прежнему ни в коем случае не отменяет необходимости для авторов фильмов обладать талантом и уметь вынашивать, рожать и разрабатывать собственные идеи.

Книжки с картинками

Книжки с картинками
Самые первые книжки, которые дети читают вместе с родителями, точнее, родители читают такие книжки детям – это книжки с картинками. С иллюстрациями, если говорить правильным языком. Не обязательно, чтобы это были очень точные иллюстрации, но обязательно, чтобы они были занимательные и веселые.
Текста в таких книжках может быть очень немного, но он тоже должен быть очень занимательный, игровой, ритмичный – в общем, такой, чтобы, во-первых, дети могли быстро и легко его запомнить, и, во-вторых, чтобы им хотелось читать любимую книжку снова и снова.
Когда-то в СССР существовало издательство «Малыш», которое ежегодно выпускало множество книжек с картинками, в специальной серии «Мои первые книжки».
Это были тонкие книжки, в мягкой обложке, и стоили они сущие копейки. Причем выпускались такие книжки большими тиражами и раскупались моментально.
В настоящее время издательства «Малыш» не существует. Книжки, выпущенные им когда-то, доживают свой век в школьных и домашних библиотеках. Они стали очень ветхими и скоро их можно будет рассматривать только как библиографические редкости.
Существуют, конечно, разные другие издательства, которые выпускают книжки с картинками для малышей, но вообще сейчас на современном российском книжном рынке конкретно с книжками для малышей есть много проблем.
Во-первых, такие книжки сейчас стали очень дорогими для покупателей, и потому очень невыгодными для издательств. Тут получается замкнутый круг – поскольку книги получаются дорогими, их плохо раскупают. Ну а раз их плохо раскупают – то их выпускают очень ограниченными тиражами.
Во-вторых, издательства практически не выпускают новых книг для малышей новых авторов. Эти авторы в России есть, их даже много, но, поскольку книжки с картинками для издательств невыгодны, они – издательства – новых авторов и не привлекают.
В-третьих, культура чтения именно книжек именно в нашей стране сейчас резко ухудшилась. Родители мало читают сами и очень мало читают книг детям.
Школьные учителя в младших классах также настолько замордованы формалистикой своей работы, что очень редко выходят на другие книжные поля сверх школьной программы. В детских садах ситуация, пожалуй, получше.
Воспитатели читают книжки детям. Но, опять-таки, давно известных авторов, из того круга, который близок родителям нынешних малышей, а когда-то был близок родителям родителей и еще более старших поколений.
Книжку с картинками невозможно, да и нельзя заменять компьютерной игрой или красочным текстом с картинками на экране монитора.
Книжка с картинками обязательно должна быть исполнена на бумаге и картоне, должна иметь свою фактуру, чтобы ее можно было с удовольствием листать, брать с собой в постель, вообще дружить с ней, как с отдельным существом, как с настоящим другом.
Ну а в-четвертых, еще одна грандиозная проблема с книгами для детей заключается в том, что у наших читателей и вообще в нашем обществе – совершенно беспардонное отношение к чужому труду вообще и писательскому труду в частности.
Писательский труд – это очень тяжелый труд. Этот труд должен достойно оплачиваться, как и любой другой труд.
Но как этот труд может оплачиваться, из каких прибылей, если все книги и книжки практически моментально после издания оказываются в интернете в совершенно свободном доступе?..
Все эти «доброжелатели», которые размещают в интернете чужие тексты бесплатно – они ведь «робингудствуют» за чужой счет. Они обкрадывают авторов, и, в конечном счете, обкрадывают тех самых читателей, о которых они так переживают.
Шариковская такая психология.
Отнять, украсть и разделить.
А если отнимать будет нечего, что можно будет делить?..

Роллингам – 50!

Роллингам – 50!
Подумать только, одна из самых «безбашенных» рок-групп незабвенных 60-х, «Rolling Stones», 12 июля нынешнего, 2012 года, отметила свой полувековой юбилей! Если сказать – «пятьдесят лет», это звучит еще не так сильно. А если сказать – «полвека», это звучит уже просто грандиозно!
Но в первую очередь всех поклонников этой группы, и даже тех людей, которые очень далеки от рок-музыки, потрясает даже не факт того, что группа дожила до таких преклонных лет, а то, что она продолжает заниматься творчеством!
Правда, до XXI века дожили не все из тех участников группы, которые когда-то ее основали.
В далеком 1969 году остался Брайан Джонс, которому было всего лишь 27 лет. Он был не только одним из главных основателей группы, но, судя по отзывам его современников и тех, кто бывал на первых концертах группы, он был даже более талантливым, чем Мик Джаггер, обладал более выразительным голосом и на сцене выглядел лучше.
Но, к сожалению, он оказался намного более слабым психологически.
Когда «Rolling Stones» уже достигли верхних строчек хит-парадов, и на них обрушилась мировая слава, по уровню которой эту группа уступала только «Beatles», Брайан Джонс просто не выдержал бремени этой славы и напряжения, связанного с гастролями, концертами, репетициями. Он начал искать утешения в алкоголе и наркотиках, и в результате одним из первых вошел в мрачный «Клуб 27» — то есть в число тех западных артистов и музыкантов, которые ушли из жизни в этом возрасте.
Вот и получается, что Мик Джаггер, при всей его эпатажности, оказался более выдержанным, более крепким, и, прежде всего благодаря ему, группа «Rolling Stones» дошла к 2012-му году все в той же очень даже неплохой творческой форме.
Участники группы даже говорят о том, что этой осенью собираются приступить к новым репетициям в рамках подготовки нового мирового турне!
Хотя, если взглянуть на их нынешние фото, они выглядят так, как и положено выглядеть очень пожилым людям. Вот только одеты они совсем не так, как одеваются современные пожилые люди. Они одеты так, как и положено рокерам.
В свое время «Rolling Stones» начинала как разогревающая группа у тогдашних звезд сцены. Теперь многие из этих звезд забыты, а «роллинги» — вот они, живут и здравствуют, и пользуются заслуженной мировой славой.
О 50-летнем юбилее группы мы говорим сейчас, потому что первый официальный концерт группы под ее нынешним названием состоялся 12 июля 1962 года в лондонском клубе «The Marquee».
Но сами «роллинги» считают, что по-настоящему начали играть только с 1963 года, когда к группе присоединился барабанщик Чарли Уотс. Четвертый член нынешнего состава группы, Рони Вуд, гитарист, пришел в группу только в 1975 году.
Что новенького у группы сейчас?
Ну, во-первых, подготовка к новым концертам, о чем уже сказано выше.
Во-вторых, к «золотому» юбилею «Rolling Stones» вышел новый шикарный фотоальбом. 352 страницы! 400 цветных фото! 300 черно-белых!
В-третьих, уже в ноябре нынешнего года должен выйти новый документальный фильм о группе, которых и так уже было выпущено немало.
Современные подростки и молодые люди могут, конечно, воспринимать «роллингов» как мастодонтов из прошлой, давно ушедшей эпохи.
Но эти «мастодонты» не только оставили незабываемый след в рок-музыке и вообще в искусстве – они продолжают жить, творить, они по-прежнему способны испытывать великое вдохновение, и по своему творческому потенциалу так сильны, что многим современным музыкантам об этом остается только мечтать.
«Rolling stones» — в переводе на русский означает «катящиеся камни».
Но эти камни всегда катятся вверх, к тому же в непредсказуемых направлениях.

Дружище Линкольн, вампиры и рабовладельцы

Дружище Линкольн, вампиры и рабовладельцы
Благодаря процветающей, несмотря ни на что, международной киноиндустрии, на экраны всего мира выходит новый блокбастер «Президент Линкольн: охотник на вампиров», который общими усилиями сотворили американец Тим Бертон (продюсер) и россиянин Тимур Бекмамбетов.
Это – фантастическии реалии ХХI века.
Еще в веке ХХ, пару десятков, и даже десяток лет назад превратить одного из самых уважаемых президентов США, Авраама Линкольна, в персонаж фильма ужасов было бы довольно трудно.
А сейчас – пожалуйста!
И, что интересно, трейлер этого фильма был размещен на YouTube 13 февраля нынешнего года, а к настоящему дню количество его просмотров числа в 4 миллиона 400 тысяч.
Завтра будет уже больше.
То есть публика данным продуктом заинтересовалась сильно, и, к радости продюсеров, он, скорее всего, в прокате будет успешным.
Тем более, если совсем честно, в трейлере 16-й президент США, размахиващий топором (оно же, одновременно, и ружье) выглядит очень даже впечатляюще.
Но меня в данном случае интересует не сам фильм, а вот какой вопрос:
Почему вот сейчас, в начале второго десятилетия ХХI века, об Аврраме Линкольне сняли именно такой фильм?..
Вообще-то этот президент является одной из самых выдающихся, необыкновенных личностей не только в США, но и во всем мире, и жизнь его была тоже совершенно необыкновенной.
Он родился в очень простой семье, и, из-за бедности родителей и необходимости работать, в детстве учился в школе только один год, едва овладев грамотой.
Но он занимался самообразованием всю жизнь, и, самостоятельно изучив право, сумел получить право на адвокатскую практику, причем адвокатом был очень успешным.
Он также был одним из основателей Республиканской партии, и стал первым президентом-республиканцем.
Авраам Линкольн также занял непримиримую позицию по отношению к рабовладению. Более того, именно избрание его президентом было одной из главных причин того, что 15 рабовладельческих штатов Америки отделились от нерабовладельческих, и создали Конфедерацию, и еще через некоторое время в США началась Гражданская война 1861-1865 годов.
И в этой войне Авррам Линкольн показал себя также и выдающимся военачальником, фактически Верховным Главнокомандующим, поскольку именно он руководил всеми действиями армии северян, и в конечном счете привел их к победе.
В общем, настоящий Авррам Линкольн мог бы стать главным героем совершенно другого фильма, на фантастически-сказочного, а настоящего, исторически-эпохального, по типу «Лоуренса Аравийского» или, к примеру, «Ганди».
Но, вот поди ж ты, два Тима всучили в руки старине Эбу ружьетопор, и отправили сражаться с вампирами, которых, правда, как следует из сюжета фильма, поддерживали рабовладельцы.
В чем же тут дело?
Почему именно такой фильм об Аврааме Линкольне вышел на экране именно сейчас?
Может быть, потому, что вспоминать рабство в своей стране американцам как-то не очень приятно?..
И, если снимать правдивый исторический фильм о том периоде истории, то надо было бы показывать и угнетение чернокожих рабов белыми плантаторами, и то, как вообще развивалось рабовладение в США?..
Представляете сцену наказания чернокожего раба плетью, в 3D?..
Надо полагать, такая сцена могла бы произвести большое впечатление на чернокожих зрителей. И привести к нежелательным последствиям.
Так что вот нам, дорогие зрители, вместо истории – сказка!..

P.S.
Недавно в прессе появилась информация, что Тимур Бекмамбетов собирается снимать фильм о Георгии Победоносце, который, как известно, поражал разных там змиев своим большим копьем.
Очень интересно, какие дополнительные опции будут у этого оружия в новом шедевре Т.Б.?

Кот-фотограф

Кот-фотограф
Все домашние коты и кошки работают прежде всего котами и кошками. При этом бывают, конечно, особо опытные коты-мышеловы, коты-хулиганы и даже коты, победители великанов. Правда, только в сказках. А вот кот-фотограф на планете Земля есть только один-единственный.
Зовут его Купер, ему шесть лет. Это рыжий кот породы «американский короткошерстный», хотя он практически ничем не отличается от российских короткошерстных «васек» и «мурок».
Живет Купер в США, в городе Сиэтл, и вот уже несколько лет один раз в неделю изобретательные хозяева надевают Куперу на шею небольшую цифровую фотокамеру, которая каждые 2 минуты делает очередной снимок.
Среди этих снимков большинство, конечно, малоудачных и случайных, но не так уж редко среди них попадаются и совершенно шедевральные, показывающие мир с точки зрения кота.
Среди фото Купера встречается довольно много портретов других котов и кошек. То есть Купер, хотя и гуляет с фотокамерой как бы сам по себе, но отличается при этом дружелюбным, общительным нравом.
Разумеется, фотографом-исследователем Купер стал не по собственному желанию, а по воле своих хозяев, молодой супружеской пары Майкла и Дейрдры Кросс.
Дело в том, что Майкл и Дейрдра сами работают в киноиндустрии, и потому совершенно закономерно, что, когда Куперу исполнилось около двух лет, его хозяева вдруг страшно захотели узнать, а как же видит окружающий мир их собственный кот во время своих прогулок?
Майкл и Дейдра живут в собственном доме, который окружен такими же домами, и мир Купера не так уж и велик, но все равно, когда супруги Кросс получили первые фотоснимки Купера, то были просто очарованы. Они тут же создали для своего кота сайт, а затем и личную странцу на Фэйсбуке, где в друзья Купера к сегодняшнему дню записалось уже около 90 тысяч человек.
На сайте Купера есть множество разделов и ссылок, а также с некоторых пор и маленький магазинчик, в котором каждый может приобрести футболку с изображением Купера, какой-нибудь сувенирчик, а также фотоснимок кота.
Между прочим, фото без рамки, сделанное Купером, продается за 130 долларов, а фото в рамке – уже за 265!
Майкл и Дейрдра говорят, что у них с самого начала не было мысли сделать с помощью Купера какой-то бизнес, но они не ожидали, что снимки, сделанные котом, будут иметь такой резонанс в англоязычном мире.
Получается, что этот мир очень чувствителен ко всему оригинальному и неповторимому – ну, просто потому, что чем-то неоригинальным и повторимым он просто переполнен.
Когда фотоснимков у Купера накопилось уже достаточно много, они стали размещаться в различных выставках, причем не только в США, но также в Великобритании, Австралии, Канаде, и даже в Европе.
Везде фото Купера посетители выставок рассматривают с большим интересом.
Это ведь все по-настоящему!
Это не те фото, которые сделаны профессиональным фотографом-человеком как бы с точки зрения кота – это фото, сделанные самим котом!
Неудивительно, что не так давно был издан первый фотоальбом Купера, который очень неплохо продается, и получил лестные отзывы в англоязычной прессе.
«Мы в восторге!» — пишет журнал «People».
«Многим людям интересно, как же видят мир их четвероногие любимцы. Но только одна-единственная супружеская пара в мире додумалась, как узнать это на самом деле!» — это «Los Angeles Times»
«Живой, неповторимый, волнительный – вот характеристика этого выдающегося фотографа, пусть даже все его фото получаются случайно!» — это американский «Evening Magazine».
В этом мире многие замечательные вещи получаются как будто бы совершенно случайно…

Креативность = успех

Креативность = успех
Креативный (Creative) в переводе с английского означает «творческий». То есть, творческий подход к решению задачи, необычность, нестандартность решения. Именно креативность в наше время является залогом успеха, уж очень высока конкуренция, и стандартные решения уже не приветствуются – они предсказуемы и изрядно поднадоели. Кроме того, многие задачи можно решить только с помощью нестандартного подхода. Особенно это касается рекламы.

В прошлые времена все было просто. Существовал дефицит на многие товары, поэтому о рекламе и речи не было. Какой смысл рекламировать, если и так купят, да еще и очередь придется отстоять. К тому же, все равно нет никакой серьезной конкуренции товару. Фактически он – в единственном экземпляре. Так что о привлечении покупателей заботиться не приходилось, все получалось само собой.

И вот, времена изменились, пришел рынок. Свободный. То есть, такой, где уже имеется выбор. И совершенно не обязательно довольствоваться одним видом какого-либо изделия, есть возможность выбирать. «Точно такой же, только с перламутровыми пуговицами», — и пуговицы уже не придется перешивать самостоятельно.

Вот тут-то и настало время креативного мышления. Широкий простор для различных фантазий. Правда, эти фантазии еще нужно иметь, чтобы занять освободившиеся просторы. К сожалению, чаще всего креативность начинается и заканчивается на девушках в неглиже, рекламирующих какой-либо товар. Доходит до абсурда: на одной книжной ярмарке прилавок с классической литературой привлекал посетителей ярмарки с помощью танцев у шеста.

А вот любопытный пример настоящей креативности мышления. Таксист, приручивший бельчонка, ездит смены с напарником – четырехлапым и хвостатым. Белка мирно сидит в кармане хозяина и появляется по команде. Особенно это нравится маленьким пассажирам. Ездить с белкой таксист стал вовсе не для рекламы – просто дома на зверька постоянно охотился кот, пришлось брать с собой на работу. Но теперь любовь к животным начала приносить неожиданные дивиденды: многие пассажиры, познакомившиеся с белкой, стали постоянными клиентами этого таксопарка и, заказывая машину, просят, чтобы прислали «такси с белкой». За спецзаказ таксопарк берет двойной тариф. Другие водители подумывают о том, чтобы тоже обзавестись какой-нибудь привлекательной зверюшкой – оказывается, поднимает доход.

Одна из питерских фирм, занимающаяся изготовлением и продажей разнообразных сувениров (от vip-класса до обычных ручек и пепельниц с символикой компании), разместила в холле двухметровую статую единорога. Казалось бы – обычное украшение. Мало ли что ставят у стен или вешают на эти самые многострадальные стены в современных офисах. Но если скульптуры в стиле хай-тек уже стали привычными, то единорог – однозначно запоминается. И перепутать эту компанию с другой уже совершенно невозможно.

Современный мир рекламы и торговли требует незаурядной фантазии. Потенциальные покупатели уже не так активно клюют на девушек в микро-бикини – это перестало быть редкостью и эксклюзивом. Зато самая обычная белка представляется в мегаполисе неким чудом и однозначно привлекает внимание.

Если ваша цель – добиться успеха, и для этого требуется хоть какая-то минимальная реклама, то – отходите от общепринятых стандартов. Изобретайте, фантазируйте, будьте креативны! Предложите людям что-то особенное, то, чего нет больше нигде – и они потянутся к вам. И обеспечат успех вашего начинания.

Шоу-бизнес, которого нет

Шоу-бизнес, которого нет
Шоу-бизнес – это сравнительно молодой термин в нашей стране, и в общественном сознании он воспринимается часто либо в негативном, либо в ироническом духе. Слишком много с этим понятием связано скандалов, дешевых драм и откровенной «клубнички».
Это не случайно, конечно.
Из мира российского «шоу-бизнеса» постоянно поступают такие новости, которые по большой части являются либо обыкновенными сплетнями, либо какими-то постановочными трюками.
Одни «звезды» без конца сходятся-расходятся, другие эпатируют публику неприличным поведением, третьи все время прощаются со своими поклонниками, и никак не могут проститься, четвертые заболевают смертельными болезнями, но почему-то никак не умирают, хотя уже давно пора, пятые хвастаются своими виллами, автомобилями и шмотками, шестые…
Впрочем, ладно.
Подобными новостями заполнена вся «гламурная» бумажная пресса и бесчисленное количество сайтов, которые на подобной мишуре зарабатывают нехилую копеечку.
Но все это – на самом деле не бизнес.
Точнее, не настоящий бизнес, потому что настоящего шоу-бизнеса в нашей стране так пока еще и нет.
Настоящий шоу-бизнес всегда связан с какими-то непрерывными процессами, с какой-то преемственностью и конкуренцией. Просто одни и те же «звезды» не должны сиять бесконечно. Они должны сменять друг друга, хотя для них это и не очено приятно.
Зато это очень хорошо для публики.
Рассмотрим, как это происходит на западе.
Там шоу-бизнес давно уже стал очень развитой индустрией. За это его часто упрекают, обвиняя в том, что эта индустрия нивелирует индивидуальности.
Возможно, какая-то доля истины в этом есть.
Но, прежде чем что-то нивелировать, это «что-то» надо найти или создать.
И очень важной особенностью западного шоу-бизнеса является то, что он и в самом деле направлен не только на поиск, но и на создание новых «звезд».
Рассмотрим это на примере такого инструмента, как всевозможные шоу талантов.
Одно из самых ярких западных шоу родилось в Великобритании и называется там «Britain’s Got Talent» («Британия ищет таланты»).
Этот конкурс проводится ежегодно, причем не обязательно в столице страны – Лондоне. Он может проходить и в крупных городах, на его престиж это никак не влияет. Где бы ни проходили концерты в рамках этого конкурса, они неизменно транслируются телевидением на всю страну и на весь мир, и очень часто рождают новых звезд.
По примеру этого британского конкурса примерно такие же конкурсы проводятся и в других странах мира – США, Канаде, Австралии и даже Китае.
Победители этих конкурсов получают немаленькие призовые, которые позволяют им записывать свои первые альбомы в самых лучших студиях мира, а дальнейшее зависит уже от таланта самой «звезды».
Считается, что российский конкурс «Минута славы» сделан по аналогии с «Britain’s Got Talent».
Увы, ничего подобного.
Российский конкурс является одной бесконечной клоунадой. Очень характерным является само его название. Минута славы – она и длится ровно минутку-другую, не более того. Еще ни разу за всю историю конкурса «Минута славы» он не породил ни одной новой, настоящей «звезды».
Но не будем обвинять в этом только лишь узкую группу российских престарелых «звезд», которые судорожно держатся за свои «золотые шестки», никак не желая освобождать место для молодых талантов.
На самом деле все гораздо сложнее. Не в том дело, что эти люди имеют возможность не пускать на свои места молодую смену, а в том дело, что вся общественно-экономическая ситуация в стране позволяет им вести себя таким образом.
Настоящий шоу-бизнес в России появится только тогда, когда и в целом весь российский бизнес станет настоящим, то есть прежде всего производительным, конкурентным, соревновательным, демократичным.
Есть надежда, что когда-нибудь это все-таки произойдет, но когда – никому не известно.

Миры и предвидения Рэя Брэдбери

Миры и предвидения Рэя Брэдбери
В ночь на 6 июня этого года один из лучших представителей американской и мировой фантастики «золотого века» Рэй Брэдбери скончался на 92-м году жизни. В его произведениях было много поэзии, хотя и нельзя назвать главные из них оптимистическими.
Скорее, наоборот.
Большинство рассказов в сборнике Брэдбери «Марсианские хроники» явно созданы под влиянием Эдгара Аллана По, и потому пропитаны печалью и безысходностью.
А в романе «451 по Фарангейту» Рэй Брэдбери нарисовал мрачный мир будущего, в котором запрещено читать книги, ходить пешком, а главным развлечением является общение с персонажами всевозможных ТВ-шоу и сериалов, которые увлекают героев романа в придуманные, иллюзорные миры.
Тем не менее, практически во всех произведениях Рэя Брэдбери есть нечто особенное, что увлекает читателя за собой, будоражит его фантазию и заставляет о многом задуматься.
Всего за свою жизнь Рэй Брэдбери написал более 400 рассказов и 13 романов. Считается, что наиболее ярко его мастерство писателя проявилось именно в рассказах, среди которых самый известный – рассказ «И грянул гром».
Один из героев этого рассказа во время путешествия в прошлое, в мезозойскую эру, случайно раздавил бабочку, и это повлекло за собой необратимые изменения в настоящем.
Это вымышленное событие дало название очень популярному среди ученых термину «эффект бабочки». Достаточно, в общем, сделать маленькую, но ключевую ошибочку, и это может повлечь за собой самые фатальные события…
С другой стороны, если с самого начала все делать правильно, то, значит, цепь событий будет совершенно другая.
И Рэй Брэдбери выстроил свою жизнь именно так, шаг за шагом совершенствуя свое писательское мастерство, и добившись самых выдающихся успехов в литературе.
Всю свою сознательную жизнь он прожил в Лос-Анджелесе, рядом с которым располагается американская «фабрика грез» — Голливуд.
В 30-х годах, подростком, Рэй смотрел очень много фильмов и страшно увлекался собиранием автографов кинозвезд тех времен. Видимо, улетая вместе с ними в придуманные киномиры, будущий писатель развивал и собственное воображение.
Свой первый рассказ Брэдбери опубликовал в 1941 году, в возрасте 21 года, а в 1947 году вышел первый сборник его рассказов-ужастиков «Мрачный карнавал», который, впрочем, не принес автору ни денег, ни славы.
Зато после выхода в 1950-м году первого издания рассказов «Марсианские хроники» к автору пришел всеамериканский успех, а с ним и деньги. Ну а после издания в 1953-м году романа «451 по Фаренгейту» Рэй Брэдбери приобрел уже и мировую славу, которая не оставляла его до конца его дней.
В 40-60-е годы очень большое место в творчестве других писателей-фантастов занимала космическая тема, но Брэдбери к ней был практически равнодушен. И его «марсианские» рассказы тоже отнюдь не являются «космическими». В них происходят ужасные, волшебные и странные события, но они относятся скорее к пространству человеческой души, чем к звездным просторам.
Интерес к Марсу Рэй Брэдбери унаследовал от писателей-предшественников, и в первую очередь от Эдгара Бэрроуза, который создал грандиозный цикл «Принцесса Марса».
Рэй Брэдбери был известен своим современникам, как человек страстный и противоречивый. Он не любил интернета, не смотрел телевизор (хотя у него был домашний кинотеатр), был категорически против электронных книг, а когда его называли провидцем, он заявлял, что «я вовсе не старался предвидеть будущее. Я старался его предотвратить!»
Нельзя сказать, что это ему удалось.
Будущее наступило, превратилось в настоящее, и многое в нем очень похоже на самые мрачные предсказания Рэя Брэдбери.
В то же время в нашем настоящем есть много такого, из чего может вырасти совсем новое будущее – то самое, которое все мрачные фантазии оставит в прошлом.

Мюзикл у них и у нас. Часть вторая

Мюзикл у них и у нас. Часть вторая
В нашей стране самым успешным мюзиклом оказался спектакль «Юнона» и «Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского, который идет в Московском театре имени Ленинского комсомола уже с 1981 года.
Конечно, наибольшую славу этому спектаклю принес его самый первый вариант, в котором главные роли исполняли Николай Караченцов и Елена Шанина. Те, кто видел эту постановку, утверждают, что это была вершина искусства.
Но самым первым советским мюзиклом был спектакль «Орфей и Эвридика», поставленный на музыку композитора Александра Журбина и либретто Юрия Димитрина еще в 1975 году, причем в основном силами ВИА «Поющие гитары». В то время основные партии в этом спектакле исполнили Ирина Понаровская и Альберт Ассадуллин.
Интересно, что этот спектакль также идет до сих пор, только сейчас его исполняет коллектив петербургского театра «Рок-опера».
А в момент создания мюзикла «Орфей и Эвридика» официальные культурные власти отнеслись к нему очень настороженно, и никаких пластинок с записью спектакля не выходило – если не считать гибких музыкальных «страничек» в журнале «Кругозор».
Когда-то был такой журнал в формате грампластинок размера «миньон», с круглым отверстием посередине. То есть журнал можно было листать и ставить на проигрыватель.
Получается, что самыми успешными мюзиклами в России оказались те, которые были не скопированы с чужих постановок, а созданы поэтами, композиторами, режиссерами и актерами собственными силами, на собственном материале.
Когда же начались новые времена, то ряд продюсеров предприняли попытки перенести на российскую сцену западные постановки.
Это, прежде всего, был мюзикл «Метро», поставленный в 1999 году, и более поздний, «Нотр-Дам де Пари», поставленный в 2002 году. По сообщениям прессы, эти мюзиклы хотя и пользовались большой известностью, затраты на поставку не окупили.
Совершенно отдельная судьба была у выдающегося мюзикла «Норд-Ост», который оказался первым и на сегодняшний день единственным российским мюзиклом мирового класса по всем показателям:
— по уровню исходного материала — выдающемуся роману Вениамина Каверани «Два капитана»;
— по уровню затрат – около 4 миллионов долларов;
— по качеству поставки, как в артистическом, так и в техническом смысле.
Авторы и продюсеры «Норд-Оста», Алексей Иващенко и Георгий Васильев, подошли к своему проекту чрезвычайно основательно. Они даже специально ездили в Америку, чтобы перенять там опыт таких постановок.
Но, к сожалению, после теракта чеченских смертниц этот проект, как постановочный, практически был погублен. Время от времени этот мюзикл идет в гастрольном варианте, но это уже не совсем тот вариант, в котором видели свой спектакль его авторы.
Также на театральную сцену были перенесены мультфильмы про Бременских музыкантов, превращенные в мюзиклы, есть также спектакль и по книгне Астрид Линдгрен «Пеппи – Длинныйчулок». Это спектакли довольно яркие, хотя и довольно скромные в постановочном отношении.
Мюзиклы продолжаются ставиться не только в Москве, но и в других городах России. Например, в 2010 году в городе Омске был поставлен мюзикл «Мертвые души» на музыку все того же неугомонного Александра Журбина.
По своему постановочному размаху эти спектакли, правда, проигрывают мюзиклам международного класса, но процесс, тем не менее, идет.
К чему-нибудь он когда-нибудь, да придет.